Тема 4. Внешние эффекты (экстерналии)

При наличии внешних эффектов (экстерналий) часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример — загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект, порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень (на Рис. 2.1 общественно желаемый объем выпуска Qopt < объема выпуска рыночного Qрын). При этом предельные общественные издержки (MSC) превышают предельные частные издержки производства (MPC), то есть MSC > MPC.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие положительные экстерналии, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем. Одним из примеров ситуации положительного внешнего эффекта в производстве могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки ( MSC < MPC ). Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек. При положительном внешнем эффекте в потреблении предельная общественная выгода (MSB) выше предельной частной выгоды, то есть MSB > MPB.

 
 


Рис. 2.1. Отрицательный внешний эффект в производстве

Таким образом, в ситуациях, когда имеют место отрицательные внешние эффекты, то производится или потребляется слишком много; в случае положительного внешнего эффекта производится и потребляется слишком мало. Очевидно, что в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает предельные общественные и частные издержки.

Охарактеризовав причину неэффективной аллокации ресурсов при наличии экстерналий, необходимо определить, каковы основные способы решения данной проблемы. Существуют частные и государственные способы решения. Рассмотрим их более подробно.

К частным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов относятся интернализация внешних эффектов, теорема Коуза. Под интернализацией внешних эффектов понимается превращение экстерналии из внешнего во внутренний фактор за счет создания экономических единиц значительного размера, таких, что большая часть последствий экстерналий теперь оказывается внутри данной единицы. Объединение может осуществляться за счет горизонтальной и вертикальной интеграции. Однако на практике интернализация не всегда возможна. Невозможно объединить все предприятия, создающие внешние эффекты друг для друга.

Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие трансакционных издержек по соответствующим сделкам. Трансакционные издержки представляют собой издержки по заключению сделки и представляют собой затраты сторон в процессе заключения соглашения. Например, то могут быть расходы на оплату услуг переводчика, юриста и т. д. Поскольку в действительности трансакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка.

Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения. Закон может запрещать загрязнение окружающей среды, предусматривая штрафы и иные наказания для загрязнителей, либо вводить специальные налоги, за счет которых преодолеваются последствия загрязнения. Итак, к государственным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов относятся: корректирующие налоги (налог Пигу), субсидирование расходов на уменьшение загрязнения, выдача прав на загрязнение, государственная регламентация.

Нельзя полностью запретить отрицательные внешние эффекты, поскольку люди не готовы пожертвовать благами ради, например, чистого воздуха. Задачей государства должно являться достижение Парето-оптимального уровня выпуска, когда предприятия учитывают все издержки. Корректирующий налог (налог Пигу), взимаемый фиксированной платой за каждую единицу выбросов, позволяет добиться снижения уровней вредных выбросов с меньшими издержками для общества. Налог Пигу равен величине отрицательного внешнего эффекта, то есть разнице между предельными общественными и частными издержками. Корректирующие налоги отличаются от большинства налогов, являющихся искажающими. В условиях экстерналий общество заботит благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях наличия внешних эффектов, сдвигая распределение ресурсов ближе к оптимальному. Таким образом налоги Пигу являются не только источником денежных поступлений правительства, но и средством повышения экономической эффективности.

В случае загрязнения следует различать два типа регулирования посредством государственной регламентации: количественное и ресурсное регулирование. Количественное регулирование предполагает контролирование уровня загрязнения (например, нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей). При ресурсном регулировании государством осуществляется контроль за производственным процессом. Например, государство может запретить использование определенных сортов угля либо может потребовать от фирмы использования средств уменьшения загрязнения либо строительства фильтров заданной мощности. Когда возможно регулирования уровня загрязнения непосредственно, то это более предпочтительно, чем ресурсное регулирование. Фирмы, вероятно, лучше, чем государство, знают предпочтительные способы сокращения уровня загрязнения (как уменьшить его при наименьших издержках). И все же государство чаще всего вводит ресурсное регулирование, поскольку легче контролировать ресурсы, чем измерять уровень загрязнения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: