Культура в философии Н.Бердяева

Бердяев исходит из нового философского понимания духа, преодолевая обезличивающую трактовку классического рационализма и прежде всего гегелевского рационализма. Он мыслит в русле христианской традиции, но наполняет ее новым философским содержанием. Дух по Бердяеву не безличен, и не сводится как у Гегеля к разуму с его логической необходимостью. Дух по Бердяеву его такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы необходимости. Ставит человека «по ту сторону» предметного мира, «по ту сторону» рационального мышления. Но дух принадлежит человеку, именно дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного. Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух переступаются границы сознания. Дух есть свобода, но и дух и свобода не безличны, а принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека – от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божественное происхождение. Свобода корениться в хаосе, из которого Бог сотворил мир. Свобода есть великая неопределенность и великий риск, в ней кроется как возможность зла и бесконечного падения, так и возможность добра и бесконечного возвышения человека. Свобода духа есть подлинный источник всякой творческой активности. Бердяев отстаивает достоинство свободной личности как творца культуры.

Культура и бессознательное начало человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: