> повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;
> «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;
> обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, также с преподавателем;
> формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Условия организации
· проблемность;
· сотрудничество и кооперация;
· коллективное взаимодействие;
· управление формированием и развитием индивидуально-психологические
· особенностей обучаемых;
· вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;
· изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).
Методы
• Проблемная лекция - собственно проблемная лекция, пресс-конференции лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных с отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.
|
|
• Деловая игра - имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
• Организационно-деловые игры (ОДИ).
• Организационно-мыслительные игры (ОМИ).
• Драматизация и театрализация.
• Синектика (развитие методики мозгового штурма) - метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
• Инверсия - переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.
• Метод контрольных вопросов - А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п.
• Мозговой штурм (атака) - метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.
• Дискуссия, круглый стол.
• Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.
• Метод эвристических вопросов - применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.
• Метод морфологического анализа - выделяются главные характеристики -(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи.
• Игровое проектирование.
• Имитационный тренинг.
• Психотехнические игры и тренинги.
• Видеотренинги и др.