Анализ XYZ – метод, позволяющий произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
XYZ-анализ ресурсов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов ресурсов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть:
– ресурсы, имеющие постоянный и стабильный спрос;
– ресурсы, расход которых подвержен определенным, например, сезон- ным, колебаниям;
– ресурсы, расход которых носит случайный характер.
Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С ресурсы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.
К классу X относятся ресурсы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких ресурсов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50–55 %.
К классу У относятся ресурсы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30 %.
К классу Z относятся ресурсы, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15 %) общей номенклатуры).
Соответствующий алгоритм содержит четыре этапа:
1) Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов как отношения среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров:
𝐶𝐶 =
𝑛𝑛
|
𝑥𝑥𝑖𝑖− 𝑥𝑥̅)�𝑛𝑛
𝑥𝑥̅
∙ 100 %,
где X i – значение параметра по оцениваемому объекту за i -тый период,
n – число периодов.
2) Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации параметров.
3) Распределение по категориям X, Y, Z.
4) Графическое представление результатов анализа (рис. 5.36):
Рисунок 5.36 – Графические результаты анализа X, Y, Z
К категории X относят ресурсы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза (т.е. с вероятностью 99 % можно утверждать, что прогноз на данную группу товаров будет отличаться от среднего
значения на + (–) 10 %). Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y – ресурсы, для которых имеют место некоторые колебания потребности в них (например, сезонные) и средние возможности их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25 %.
Категория Z – ресурсы, потребление которых нерегулярно, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25%. Другим приложением XYZ -анализа является оптимизация ассортимента товаров или продукции. Тогда в категорию X попадает то, что дает стабильный и высокий доход, в категорию Y – средний, а в Z – падающий
низкий и нестабильный.
В зависимости от особенностей бизнеса пороговые значения между категориями могут меняться. Например, для категории X может быть выбран диапазон 0–15 %, для категории Y – 15–50 %, а для категории Z – 50–100 %.
Алгоритм XYZ - анализа
1) Определить объекты анализа (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т.п.).
2) Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта (средний товарный запас, объем продаж, доход, количество единиц продаж, количество заказов и т.п.).
3) Определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ (неделя, месяц, квартал, полугодие, год).
4) Определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа:
– определить средние продажи за месяц (агрегация при группировке не требует дополнительного введения формул);
– определить стандартное отклонение вариационного ряда (агрегация при группировке не требует дополнительного введения формул).
5) Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
6) Определить группы X, Y и Z.
Сценарий XYZ-анализа (рис. 5.37).
Результирующая таблица по XYZ-анализу (рис. 5.38): Рекомендуемое распределение:
– Группа X – объекты, коэффициент вариации по которым не превышает 10 %.
– Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет
10–25 %.
– Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает
25 %.
Рисунок 5.37 – Сце | нарий XYZ -анализа Рисунок 5.38 – Результирующая таблица по XYZ -анализу |
Данный метод ан периодов больше ! показательными не меньше чем го | ализа имеет смысл, если количество анализируемых трех; чем больше количество периодов, тем более будут результаты. При этом сам период должен быть ризонт планирования, принятый в компании. |
XYZ-анализ представляет интерес для дистрибьюторов и производителей, имеющих свои склады. Любая закупка связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д), а также с прямыми рисками, например, списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия. Применяя XYZ-анализ в отношении своих клиентов, можно строить прогноз продаж на будущие периоды, разрабатывать специальные программы для постоянных лояльных (не подверженным различным всплескам заказов) клиентов. А также проводить различные мероприятия по переводу клиентов из группы Y, Z в группу X.