О субстанции

Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы — бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи — как мыслящие существа, так и протяженные предметы — это модусы (видоизменения) субстанции. Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское определение души как идеи человеческого тела.

Раскройте смысл эмпирической теории познания Локка.

Теория познания различает в своем предмете три момента. Первый – то, что мыслится, – объект. Второй – то, что мыслит, – субъект. Третий – единство мыслимого и мыслящего – истина. Истина есть и предпосылка познания, и его конечная цель. Гносеологические вопросы ставились с начала исторического развития философии. (Вспомним, например, противопоставление чувственного и умозрительного знания у натурфилософа Парменида или теорию знания как припоминания в платоновском «Федоне».) Но до Нового времени гносеологическая проблема не была основной. Теория познания, выступая моментом онтологии, имела вторичное значение. В философии Нового времени (начиная с XVI века) положение меняется. Гносеологическая проблематика становится основной, а онтологическая модель строится в рамках гносеологии и на ее фундаменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: