Форма как морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала.
Основные свойства формы: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве.
Геометрический вид формы
Факторы, определяющие геометрический вид формы: стереометрический характер очертания поверхности фигуры (4 группы форм); соотношение размеров формы по трем координатам (линейная, плоскостная, объемная).
Положение в пространстве
Положение формы в пространстве по отношению:
· к осям координат (по положению доминирующей оси: вертикальное, горизонтальное, промежуточное; по ориентации наибольшей поверхности: фронтальное, профильное, горизонтальное);
· к зрителю (по горизонтальной плоскости: ближе-дальше, слева-справа; по вертикальной плоскости: выше-ниже);
· к другим формам (на некотором расстоянии, примыкать друг к другу, врезаться друг в друга).
Величина формы
Величина формы как соотношение размеров формы по трем координатам, как соотношение двух и более форм между собой и по отношению к человеку.
Масса
Понятие «зрительной массы» формы. Факторы, влияющие на зрительное восприятие массы (величина, геометрический вид формы, плотность наполнения и фактурность, цвет, величина окружающего пространства, наличие пустот, сопоставляемые с данной формой объекты и т. д.).
Дополнительные свойства формы: цвет, фактура и текстура, светотень.
Цвет
Роль цвета в построении и выявлении формы. Влияние цвета на другие свойства формы.Роль цвета в выявлении информативности формы, эмоциональном воздействии на зрителя т.д.
Явление хроматической стереоскопии. Действие полихромии в плоскостной, объемной и пространственной форме. Суперграфика.
Фактура как свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы. Условия зрительного восприятия фактуры. Понятие текстуры. Текстура как декоративный элемент проектируемой формы.
Материал. Значение выбора материала в разработке дизайн-формы. Раскрытие в форме композиционно-художественных свойств используемого материала натуральность, декоративность и однородность.
Светотень
Функция теней и света в организации формы. Оптимальное освещение. Учет различных вариантов освещения в процессе работы над формой.
Классификация естественного и искусственного освещения. Геометрический вид световой формы.
Раздел 4. Плоскостная (фронтальная) композиция