Методические рекомендации. Наряду с традиционной системой налогообложения законодательством Российской Федерации предусмотрены также специальные налоговые режимы

Наряду с традиционной системой налогообложения законодательством Российской Федерации предусмотрены также специальные налоговые режимы. Самым распространенным специальным налоговым режимом в Российской Федерации по количеству субъектов ее применяющих является упрощенная система налогообложения. При этом упрощенная система налогообложения является достаточно эффективным с точки зрения оптимизации налогообложения и минимизации налоговых рисков режимом налогообложения.

Цель введения этой системы – создание наиболее благоприятных экономических условия для функционирования субъектов малого предпринимательства, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Упрощенный режим налогообложения

применяется субъектами малого предпринимательства наряду с традиционной системой налогообложения. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход на упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Не вправе применять УСН:

- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

- банки;

- ломбарды;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

-организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- бюджетные учреждения;

- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- иностранные организации.

Условия применения упрощенной системы налогообложения, включая особенности переходного периода, установлены главой 26.2 НК РФ.

Необходимо знать критерии, которым должен удовлетворять налогоплательщик, желающий применять упрощенную систему налогообложения:

1. Для перехода на применение упрощенной системы налогообложения доходы налогоплательщика за девять месяцев текущего налогового периода в совокупности не должны превышать 45 млн. руб. Для организаций, применяющих УСН, установлен максимальный предел совокупных доходов – 60 млн. руб.

2. Средняя численность работников в налоговом периоде не должна превышать 100 человек.

3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности налогоплательщика, не должна превышать 100 млн. руб.

4. В уставном капитале юридического лица доля других организаций не должна достигать 25%.

Применение УСН предполагает отмену ряда налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Отмена уплаты налогов в связи с применением УСН

Для организаций Для индивидуальных предпринимателей
Налог на прибыль НДФЛ
НДС НДС
Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц

Иные налоги организации и индивидуальные предприниматели уплачивают в общем порядке.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрены два объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Соответственно, предусмотрены и два вида налоговых ставок: 6% и 15%. Право выбора того или иного объекта налогообложения предоставлено налогоплательщику (п. 2 ст. 34614 НК РФ). Налогоплательщик имеет право выбора объекта налогообложения не только при переходе на упрощенную систему налогообложения, но и в течение всего периода применения этого налогового режима. Однако, следует помнить, что поменять объект налогообложения в течение налогового периода нельзя.

Для целей налогообложения доходы и расходы налогоплательщика определяются в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, т.е. исходя из тех же самых положений, что предусмотрены для расчета налога на прибыль при традиционной системе налогообложения. В то же время следует учитывать, что существуют и особенности по формированию налоговой базы при упрощенной системе налогообложения, порядку определения суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет.

К доходам относятся:

- доходы от реализации, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущества и имущественных прав) без учета НДС, которые определяются согласно ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НКРФ.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Статьей 34616 НК РФ установлен перечень расходов, на сумму которых налогоплательщик может уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения. Это, в частности:

- расходы на приобретение основных средств;

- расходы на приобретение нематериальных активов;

- расходы на ремонт основных средств, в том числе арендованных;

- расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

- расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством РФ;

- суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам);

- проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

- суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ:

- расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ:

- расходы на командировки;

- плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов (эти расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке);

- расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

- расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) (к таким расходам относятся расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных);

- расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

- суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Все расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» и получившие по итогам работы в налоговом периоде превышение расходов над доходами, уплачивают минимальный налог. Минимальный налог рассчитывается как 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право включить в следующие налоговые периоды разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой фактически исчисленного налога в расходы при исчислении налоговой базы (п. 6 ст. 346 НК РФ).

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком подразумевается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346 НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: