- Теория месторазвития
Географическое пространство в огромной (подчас в решающей) степени влияет на культуру и национальную историю народов. Каждый народ, развиваясь в определенной географической среде, вырабатывает свою национальную, этическую, правовую, языковую, обрядовую, хозяйственную и политическую формы. "Место", где происходит "развитие" народа или государства, в значительной степени предопределяет траекторию и смысл этого "развития" - вплоть до того, что они становятся неотделимыми. Нельзя отрывать историю от пространственных условий, и анализ цивилизации должен проходить не только по временной оси ("раньше", "позже", "развитые" нации, "неразвитые" нации и т.д.), но и по пространственной ("восток", "запад", "пустыни", "горы" и т.д.). Универсальной модели развития не существует, многообразие ландшафтов Земли порождает многообразие культур, каждая из которых имеет свои циклы, свои внутренние критерии, свою логику. Никакое месторазвитие не имеет права претендовать на то, чтобы быть эталоном для остальных. Каждый народ имеет свою модель развития, свое "время", свою "рациональность" и должен быть понят и оценен исходя из внутренних оригинальных критериев.
|
|
- Географический детерминизм
Климат Европы, миниатюрность ее пространств, влияния ее ландшафтов породили специфическую европейскую цивилизацию, в которой преобладают влияние леса (Северная Европа) и побережья (Средиземноморье). Другие ландшафты породили другие типы цивилизаций: степные массивы - кочевые империи (от скифов до тюрок), пустыня - аравийскую (исламскую) цивилизацию, лессовые почвы - китайскую, островное высокогорье - японскую, слияние леса и степи - русско-евразийскую. Отпечаток ландшафта лежит на всей истории каждой из этих цивилизаций и не может быть преодолен или изжит.