Тема 5. Действенность (эффективность) речевого взаимодействия

Рассматривая все аспекты речевой культуры, говоря о тех качествах разговорной речи, которые делают ее не только правильной, но и хорошей и этически корректной, мы не должны упускать из виду главное – цель всех наших усилий по улучшению речевых навыков. А этой целью является, в первую очередь, совершенствование (оптимизация, как сейчас принято говорить) нашего речевого взаимодействия с другими людьми. Мало просто шлифовать свою речь – инструмент и повседневного, и делового, и научного общения. Этим инструментом надо уметь пользоваться. Хорошее знание родного языка, прочные речевые навыки нам нужны прежде всего для того, чтобы сделать свое общение с людьми эффективным, действенным, а речь – убедительной.

На семинарах, посвященных этой теме, вы познакомитесь с риторическими правилами ведения беседы и приемами убеждения, которые делают ваше речевое общение с другим человеком по-настоящему действенным, и рассмотрите способы применения этих правил в типичных житейских и деловых ситуациях.

Тренировочные упражнения

Упражнение 77. Рассмотрите два варианта коммуникативных ситуаций. Определите, какие риторические правила убеждения применены (или нарушены) участниками диалогов.

Разговор с начальником.

Вариант 1.

-Иван Иванович, отпустите меня, пожалуйста, на два часа раньше с работы.

-А что такое?

-Понимаете, приезжает моя родная сестра, с двумя детьми, с тяжелыми вещами, мне нужно обязательно ее встретить.

-Если вещи тяжелые, может, лучше вашему мужу ее встретить?

-Да вы понимаете, мужа не отпустили, начальник сказал – работы много…

-Ага! Значит, у них много работы, а у нас мало! Нет уж. Пусть ее ваш муж встречает. Не могу вас отпустить.

-Но как же, это же моя сестра…

- Это ваши проблемы, и решайте их сами, а не за счет работы. Идите работайте.

Вариант 2.

Иван Иванович, я сегодня пришла на час раньше и работала без обеда, так что сегодняшнюю работу практически закончила.

-Похвально. А чем это вызвано?

-Дело в том, что приезжает моя родная сестра с детьми, мне нужно ее обязательно встретить. Поэтому прошу вашего разрешения уйти на два часа пораньше. А если появится какое-нибудь срочное дело, девочки обещают выполнить. В крайнем случае я завтра опять приду пораньше и к вашему приходу все сделаю.

Ситуация в семье.

Муж начал делать ребенку шкаф и не закончил. Жена пытается вмешаться:

Вариант 1.

-Ты совсем не заботишься о ребенке. Одежду некуда складывать. И вообще у тебя нет привычки доводить дело до конца.

Вариант 2.

- Милый, ты так здорово придумал, что решил сам сделать шкаф ребенку. А то денег ведь совсем нет, а вещи его некуда складывать.

- -Не знаю, когда я смогу его закончить…

- -Постарайся, а то вещи валяются где попало, боюсь, ребенок привыкнет к беспорядку. Потом попробуй отучи…

- -Да, ты права, надо бы закончить. Тут вот в чем дело: в нашем хозмаге ни петель, ни фурнитуры таких нет…

- -У меня рядом с работой большой хозяйственный магазин. Ты скажи, что нужно, я куплю.

- -Да нет, мне самому надо видеть… Ладно. Завтра пройдусь по магазинам и вечером постараюсь доделать все.

Упражнение 78. Проанализируйте приведенные диалоги, назовите причины коммуникативных неудач (определите, какие из риторических правил ведения разговора нарушены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: