Рассматривая все аспекты речевой культуры, говоря о тех качествах разговорной речи, которые делают ее не только правильной, но и хорошей и этически корректной, мы не должны упускать из виду главное – цель всех наших усилий по улучшению речевых навыков. А этой целью является, в первую очередь, совершенствование (оптимизация, как сейчас принято говорить) нашего речевого взаимодействия с другими людьми. Мало просто шлифовать свою речь – инструмент и повседневного, и делового, и научного общения. Этим инструментом надо уметь пользоваться. Хорошее знание родного языка, прочные речевые навыки нам нужны прежде всего для того, чтобы сделать свое общение с людьми эффективным, действенным, а речь – убедительной.
На семинарах, посвященных этой теме, вы познакомитесь с риторическими правилами ведения беседы и приемами убеждения, которые делают ваше речевое общение с другим человеком по-настоящему действенным, и рассмотрите способы применения этих правил в типичных житейских и деловых ситуациях.
Тренировочные упражнения
Упражнение 77. Рассмотрите два варианта коммуникативных ситуаций. Определите, какие риторические правила убеждения применены (или нарушены) участниками диалогов.
Разговор с начальником.
Вариант 1.
-Иван Иванович, отпустите меня, пожалуйста, на два часа раньше с работы.
-А что такое?
-Понимаете, приезжает моя родная сестра, с двумя детьми, с тяжелыми вещами, мне нужно обязательно ее встретить.
-Если вещи тяжелые, может, лучше вашему мужу ее встретить?
-Да вы понимаете, мужа не отпустили, начальник сказал – работы много…
-Ага! Значит, у них много работы, а у нас мало! Нет уж. Пусть ее ваш муж встречает. Не могу вас отпустить.
-Но как же, это же моя сестра…
- Это ваши проблемы, и решайте их сами, а не за счет работы. Идите работайте.
Вариант 2.
Иван Иванович, я сегодня пришла на час раньше и работала без обеда, так что сегодняшнюю работу практически закончила.
-Похвально. А чем это вызвано?
-Дело в том, что приезжает моя родная сестра с детьми, мне нужно ее обязательно встретить. Поэтому прошу вашего разрешения уйти на два часа пораньше. А если появится какое-нибудь срочное дело, девочки обещают выполнить. В крайнем случае я завтра опять приду пораньше и к вашему приходу все сделаю.
Ситуация в семье.
Муж начал делать ребенку шкаф и не закончил. Жена пытается вмешаться:
Вариант 1.
-Ты совсем не заботишься о ребенке. Одежду некуда складывать. И вообще у тебя нет привычки доводить дело до конца.
Вариант 2.
- Милый, ты так здорово придумал, что решил сам сделать шкаф ребенку. А то денег ведь совсем нет, а вещи его некуда складывать.
- -Не знаю, когда я смогу его закончить…
- -Постарайся, а то вещи валяются где попало, боюсь, ребенок привыкнет к беспорядку. Потом попробуй отучи…
- -Да, ты права, надо бы закончить. Тут вот в чем дело: в нашем хозмаге ни петель, ни фурнитуры таких нет…
- -У меня рядом с работой большой хозяйственный магазин. Ты скажи, что нужно, я куплю.
- -Да нет, мне самому надо видеть… Ладно. Завтра пройдусь по магазинам и вечером постараюсь доделать все.
Упражнение 78. Проанализируйте приведенные диалоги, назовите причины коммуникативных неудач (определите, какие из риторических правил ведения разговора нарушены).