Библиографический список. 1. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов // Российская история

1. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов // Российская история. 2003. № 6. С. 31-46.

2. Громов Е.С. Сталин: искусство и власть. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 544 с.

3. Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: НЛО, 2008. 424 с.

4. Кино тоталитарной эпохи [Электронный ресурс] // Искусство кино. 1990. № 1-3. / Музей разрушения СССР. Режим доступа: https://soveticus5.narod.ru/zhurn/kinotot.htm. Дата последнего обращения: 07.04.2015.

5. Лившин А.Я., Ложкина А.С. «Образ власти» и «образ другого» в 1930-е гг.: политические задачи и пропаганда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2012/vipusk__35._dekabr_2012_g./iz_istorii_upravlenija/livshin_lozhkina.pdf. Дата последнего обращения: 07.04.2015.

6. Марголит Е. Как в зеркале. Германия в советском кино между 1920-30 гг. // Киноведческие записки. 2002. № 59. С. 61-80.

7. Нусинова Н. Семья народов (Очерк советского кино тридцатых годов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_1/2001_1_01.htm. Дата последнего обращения: 07.04.2015.

8. Отчет о научно-исследовательской работе «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/21_01_2013_2.pdf. Дата последнего обращения: 07.04.2015.

9. Родигина Н.Н. История средств массовой информации в России (вторая половина XIX-XX в. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. 148 с.

10. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М.: НЛО, 2007. 592 с.

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

Рогачёв Роман Романович

студент 1-го курса

Сибирский государственный медицинский университет (г. Томск)

Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики

и отечественной истории.

Научные руководители: к.и.н., доцент М.И. Кандаловская;

преподаватель истории и обществознания МБОУ Гимназии № 1

г. Южно-Сахалинска Т.В. Тихненко

Ключевые слова: устная история, «окопная» правда, психология войны

Человеческая история – это история войн. Они всегда были спутником человеческой цивилизации. Тысячи лет люди воевали – за землю, за дом, за правду, за идеологию, придумывая все новые и новые способы уничтожения. Менялись причины, способы ведения боевых действий, но суть остается неизменной. Сущность войны – это разрушение и смерть.

К двадцатому столетию, благодаря развитию науки и техники, с появлением новых видов вооружений она приобретает совершенно новый масштаб. Мировые войны, ядерное оружие – все это страшная реальность прошлого века. Вторая мировая война стала самой разрушительной и кровавой за всю человеческую историю: в ней участвовало более 60 государств, бои велись на трех континентах и в водах четырех океанов, а жертвами стали больше 60 миллионов человек.

Нельзя забывать о том, что война, семидесятилетие окончание которой мы празднуем в этом году, отразилась на жизни каждого жителя наше страны. Более 27 миллионов советских граждан погибли, сражаясь за свою Родину, и их подвиг достоин вечной славы. Нельзя забывать своих героев.

Это исследование представляет для автора особую значимость, т.к. его прадеду довелось пройти Великую Отечественную Войну от начала и до конца. Он не понаслышке был знаком с войной, являясь ее непосредственным участником. Он испытал на себе всю ее тяжесть и гнет.

Востребовано данное исследование и потому, что рассматривает войну не в целом, с присущей обобщениям долей абстрактности, а в контексте отношения к ней конкретного человека. Эта работа – преломление событий мирового масштаба в судьбе одного индивидуума, но именно благодаря такой конкретизации можно достигнуть максимальной правдивости.

Цель работы – взглянуть на войну с позиций ее участника, показать ее влияние на человека. Для реализации своей цели были поставлены следующие задачи:

1) отразить отношение человека к войне и его роль в ней;

2) изучить его послевоенную судьбу;

3) сравнить поведение и психологию человека в мирное время и в условиях войны;

Объект исследования – Великая Отечественная Война. Предмет исследования – психология и внутренний мир человека-участника войны.

Методы исследования: теоретический (изучение специальной литературы по намеченным вопросам); эмпирический (исследование домашнего архива, работа с воспоминаниями участников войны); сравнительный (анализ поступков человека в мирных и в военных условиях).

Новизна исследования состоит в том, что в научный оборот вводятся устные рассказы одного из рядовых участников войны. Его впечатления, добавленные к массе других свидетельств и воспоминаний о войне, приближают нас к пониманию того, что в действительности происходило в 1941-1945 гг. Протоирей Глеб Каледа писал: «…Что осталось по существу неисследованным в истории войны? – Наиболее важное и интересное: психология солдатских масс. Когда читаешь Жукова, Рокоссовского, Василевского, генералов не столь высокого ранга, видишь наименования частей, упоминания отдельных героев… У Жукова – словно игра в шахматы, рассказ о стратегии и тактике сражений; у Лебеденко все же ощущается дыхание боя, а вот психологию солдатских масс почти никто не отражает» [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: