Валовой доход предприятия измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой,выраженных в денежных единицах, в относительных величинах- уровнем.Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту,выраженное в процентах:
У в.д = ВД: ВТ х 100
Где ВД- сумма валового дохода
ВТ- валовой товарооборот
На предприятии питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам. Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства рекомендуется проводить по формуле
У в.д. =_У в.д х А.в.д х 100
Д п.с.п(Ав.д-1)+100
Где А в.д -соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товарам, %.
Д п.с.п - доля собственной продукции в товарообороте (базисная), %.
Уровень валового дохода по покупным товарам можно рассчитать следующим образом:
У в.д (п.т)=У в.д (п.с.п): А в.д.
|
|
Как известно, за счет валового дохода предприятия питания уплачиваю акцизы, налог на добавленную стоимость, производят отчисления в различные бюджетные фонды.В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:
ЧВД=ВД-ОС-А-БФ,
Где ЧВД- чистый валовой доход, млн руб;
ОС- отчисления на пополнение оборотных средств,млн руб;
А- акцизный налог;
БФ- отчисления в бюджетные фонды.
Чтобы найти уровень чистого валового дохода, следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:
У в.д =ЧВД: ВТ х 100
Одним из источником дохода предприятия является торговая надбавка. Её величина должна покрыть величину издержек обращения предприятия питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах оптовой свободно-отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.
Предприятие питания самостоятельно рассчитывает торговую надбавку (но не выше предлагаемого размера) исходя из издержек, установленных налогов и налоговых платежей и прибыли. При определении средней торговой надбавки рекомендуется использовать следующие формулы:
Тн =ИО +К+Р+Н+СО,
Где Тн- уровень торговой надбавки, %
ИО- плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит, %
Н- налоги и отчисления,% к товарообороту;
СО- отчисления на пополнения собственных оборотных средств в % к товарообороту;
К- проценты за кредит в % к товарообороту;
Р- рентабельность в % к товарообороту.
Другим важным элементом валового дохода предприятия питания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары.
|
|
Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного питания предназначена для покрытия издержек производства предприятия. Она устанавливается в % к розничной цене.
По размеру наценок педприятия питания делятся на шесть категорий:
Супер- люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятия категории люкс., самый низкий- на предприятиях третьей наценочной категории. Предприятия питания определяют наценку на продукцию самостоятельно,но её величина не должна превышать предельные размеры, устанавливаемые исполкомами.
Расчетный уровень наценки может быть определен на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности:
Унац=РУи+РУр,
где РУи - расчетный уровень издержек производства и обращения (РУи=П:Сх100)
РУр- расчетный уровень рентабельности;
И-фактические издержки за период, предшествующий планируемому;
С-стоимость сырья в розничных ценах за период, предшествующий планируемому:
С=Т-Н,
Где Т-товарооборот за период, предшествующий планируемому;
Н-наценка за это же период;Расчетный уровень рентабельности определяется по формуле
РУр=П:Сх100
Где П -прибыль.
В свою очередь прибыль определяется так:
П=РхТ:100,
Где Р- рентабельность товарооборота (норматив или рентабельность предшествующего периода).
Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности.
Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.
Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором — рентабельность инвестированного капитала (ROI):
ROA = NI + IE / ТА,
ROI = NI + IE / TL – CL,
где NI — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников); IE — проценты к уплате; TА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто); TL — совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву); CL — краткосрочные обязательства.
Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия).
Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE):
ROE = NI / Е.
Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль.
Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: 1) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM); 2) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIМ); 3) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).
|
|
GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации = S – COGS / S,
ОIМ = Операционная прибыль / Выручка от реализации = S – COGS – OE / S,
NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации = NI / S,
где COGS — себестоимость реализованной продукции (проданных товаров); ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением процентов к уплате и налогов).