Показатели финансовых результатов. Виды показателей валового дохода, прибыли и рентабельности

Валовой доход предприятия измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой,выраженных в денежных единицах, в относительных величинах- уровнем.Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту,выраженное в процентах:

У в.д = ВД: ВТ х 100

Где ВД- сумма валового дохода

ВТ- валовой товарооборот

На предприятии питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам. Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства рекомендуется проводить по формуле

У в.д. =_У в.д х А.в.д х 100

Д п.с.п(Ав.д-1)+100

Где А в.д -соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товарам, %.

Д п.с.п - доля собственной продукции в товарообороте (базисная), %.

Уровень валового дохода по покупным товарам можно рассчитать следующим образом:

У в.д (п.т)=У в.д (п.с.п): А в.д.

Как известно, за счет валового дохода предприятия питания уплачиваю акцизы, налог на добавленную стоимость, производят отчисления в различные бюджетные фонды.В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:

ЧВД=ВД-ОС-А-БФ,

Где ЧВД- чистый валовой доход, млн руб;

ОС- отчисления на пополнение оборотных средств,млн руб;

А- акцизный налог;

БФ- отчисления в бюджетные фонды.

Чтобы найти уровень чистого валового дохода, следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:

У в.д =ЧВД: ВТ х 100

Одним из источником дохода предприятия является торговая надбавка. Её величина должна покрыть величину издержек обращения предприятия питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах оптовой свободно-отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.

Предприятие питания самостоятельно рассчитывает торговую надбавку (но не выше предлагаемого размера) исходя из издержек, установленных налогов и налоговых платежей и прибыли. При определении средней торговой надбавки рекомендуется использовать следующие формулы:

Тн =ИО +К+Р+Н+СО,

Где Тн- уровень торговой надбавки, %

ИО- плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит, %

Н- налоги и отчисления,% к товарообороту;

СО- отчисления на пополнения собственных оборотных средств в % к товарообороту;

К- проценты за кредит в % к товарообороту;

Р- рентабельность в % к товарообороту.

Другим важным элементом валового дохода предприятия питания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары.

Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного питания предназначена для покрытия издержек производства предприятия. Она устанавливается в % к розничной цене.

По размеру наценок педприятия питания делятся на шесть категорий:

Супер- люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятия категории люкс., самый низкий- на предприятиях третьей наценочной категории. Предприятия питания определяют наценку на продукцию самостоятельно,но её величина не должна превышать предельные размеры, устанавливаемые исполкомами.

Расчетный уровень наценки может быть определен на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности:

Унац=РУи+РУр,

где РУи - расчетный уровень издержек производства и обращения (РУи=П:Сх100)

РУр- расчетный уровень рентабельности;

И-фактические издержки за период, предшествующий планируемому;

С-стоимость сырья в розничных ценах за период, предшествующий планируемому:

С=Т-Н,

Где Т-товарооборот за период, предшествующий планируемому;

Н-наценка за это же период;Расчетный уровень рентабельности определяется по формуле

РУр=П:Сх100

Где П -прибыль.

В свою очередь прибыль определяется так:

П=РхТ:100,

Где Р- рентабельность товарооборота (норматив или рентабельность предшествующего периода).

Результативность деятельности предприятия в финансовом смыс­ле характеризуется показателями прибыли и рентабельности.

Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции инте­ресов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными по­ставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором — рентабельность ин­вестированного капитала (ROI):

ROA = NI + IE / ТА,

ROI = NI + IE / TL – CL,

где NI — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению сре­ди собственников); IE — проценты к уплате; TА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто); TL — совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву); CL — краткосроч­ные обязательства.

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правиль­ность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия).

Показатель ROI ха­рактеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотно­шений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оце­нивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE):

ROE = NI / Е.

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рента­бельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в осно­ву расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль.

Со­ответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: 1) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализо­ванной продукции (GPM); 2) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОIМ); 3) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации = S – COGS / S,

ОIМ = Операционная прибыль / Выручка от реализации = S – COGS – OE / S,

NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации = NI / S,

где COGS — себестоимость реализованной продукции (проданных товаров); ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением про­центов к уплате и налогов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: