Способности. Понятие способностей. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно-деятельные и межличностные (способности к общению). Значение способностей к общению с людьми в деятельности юриста.
Природа способностей человека. Биологическое (генотипическое) и социальное (фонотипическое) в способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Свойства нервной системы и задатки. Талант как высшее проявление способностей. Психология индивидуальных различий, её задачи и методы.
Способности и личность. Относительная независимость проявления способностей от возраста человека. Способности и другие черты личности. Зависимость развития способностей от личностных особенностей человека.
Принципы определения пригодности человека к деятельности юриста.
Литература: [6,10,14,15,22,29].
Тема 9. Понятия и условия формирования личности
Структура личности в различных психологических теориях. Основные периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в XIX веке. Классификация теорий личности Р.С. Немова. Экспериментальные теории личности. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, А.Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливан). Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу). Французская социологическая школа. Концепция личности Ж.Пиаже. Человек и культура.
|
|
Общее представление и определение личности. Критерии сформированной личности. Формирование личности: генеральный путь. Этапы: («первое» и «второе» рождение личности, по А.Н. Леонтьеву). Идентификация. Усвоение ролей. Самосознание и его функции. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Психоаналитическая теория детского развития (З.Фрейд).
Литература: [6,10,15,22,27,29].