Стратегическая программа санации предусматривает осуществление организационно-экономических, правовых и технических мероприятий, направленных на изменение структуры объединения, его управления и организационно-правовых формы, должны обеспечить повышение качества, расширение ассортимента и рост объемов производства продукции, финансовое оздоровление предприятия, повышения уровня финансово- экономической безопасности.
Необходимость реструктуризации предприятия объясняется падением объемов производства или падением продаж и ростом конкуренции.
Внутренними причинами реструктуризации могут быть: низкое качество продукции, чрезмерная затратность производства, низкий уровень производительности труда и заработной платы работников, автоматизации и механизации производственных процессов и т.п..
Целью повышения уровня финансово-экономической безопасности на основе реструктуризации предприятия может быть повышение конкурентоспособности предприятия, оптимизация управления технологическим процессом и финансовыми ресурсами.
|
|
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
– приведение основных фондов, материальных и человеческих ресурсов в соответствии с объемов предоставления услуг согласно мировым стандартам и спросом потребителей;
– разработка эффективной организационной, функциональной, технологической системы управления на основе базы знаний об интеллектуальном капитале предприятия, его потенциал;
– создание эффективной системы управления финансами и нематериальными активами.
Реструктуризация происходит в два этапа. На первом этапе создаются вертикальные организационные специализированные структуры. При этом на дирекцию возлагаются функции стратегического планирования, управления финансами, проведение кадровой политики, разработка единых стандартов и нормативов внутришньооператорськои деятельности в системе финансово-экономической безопасности предприятия.
На втором этапе проводится комплекс мероприятий по реструктуризации. Рассмотрим основные направления мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации в общем случае:
а) отделение непрофильных структурных подразделений, не участвующих в едином технологическом процессе;
б) наращивание объемов производства за счет внедрения в действие производства новых видов продукции;
в) реорганизация технологической и технической инфраструктуры;
г) создание системы управления знаниями о внутренней и внешней среде функционирования предприятия (создание такой системы будет способствовать внедрению новых технологий обработки материальных и информационных потоков, поможет рационально использовать трудовые ресурсы и основные фонды, снижать себестоимость продукции и повышать оборачиваемость средств).
|
|
д) реформирование системы управления во всех звеньях предприятия с целью обеспечения четкого распределения полномочий и обязанностей от руководителя к исполнителю:
1) трансформация функциональной структуры по вертикальному принципу управления технологическими процессами, финансовыми, материальными ресурсами, управление персоналом с целью предотвратить дублирование функций на разных уровнях;
2) разработка функциональных обязанностей дирекций с учетом вертикальной подчиненности;
3) переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров в связи с перераспределением функций управления.
е) реформирование системы управления финансовыми ресурсами:
1) разработка перспективных финансовых планов структурных подразделений в рамках единого бизнес-плана предприятия;
2) определение приоритетных и первоочередных направлений технического развития и переоснащения предприятия и изыскания необходимых для этого средств;
3) формирование портфеля кредитных ресурсов с учетом платежеспособности и финансового состояния предприятия;
4) совершенствование системы договорных отношений.
Важным разделом программы реструктуризации является ориентировочный прогноз экономического эффекта. Предусматриваются следующие результаты реструктуризации:
а) рост производительности труда на 30% за счет улучшения организации и совершенствования технических средств;
б) модернизация технических средств, повышения качества работы с потребителями, что позволит не потерять их в условиях конкуренции, особенно високоплатоспроможних бизнес-потребителей;
в) ежегодное повышение результативности деятельности.
Перечень мероприятий и стратегия их достижения представлены в табл. 13.5.
Таблица 13.5 – Важнейшие цели и мероприятия по их достижению
Цель | Мероприятия |
Получение ежеквартального валовой прибыли в размере 50% от производственных расходов | Использование современной технологии и оборудование для изготовления готовой продукции |
Обеспечение «Заполняемость- ния»части рынка, где конку- ренты не проявляют доста-точно высокой активности | Высокое качество товара, полный ассортимент, полное взаимопонимание с клиентами, использование новейших концепций сбыта, работа на сегментах рынка, которые не доступны для конкурентов |
Продолжение таблицы 13.5
Систематическое повышение качества усовершенствование услуг и рекламы | Использование для изготовления продукции каче-ственных материалов и технологий, проведения контроля качества на всех уровнях производства товара и услуг. Разработка фирменной современной рекламы пре-дприятия и продукции. |