Причины, вызывающие панику, можно разделить на три группы:
· патологические медицинские заболевания и психологические
расстройства;
· особые социальные обстоятельства;
· случайное стечение обстоятельств.
К первой группе относятся органические заболевания головного мозга, невротические расстройства, эндогенные заболевания.
Ко второй группе относятся обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей: в пище, жилье, безопасности, здоровье и др.
Третья группа причин основана на том, что большинство людей хотя бы один раз в жизни испытывало состояние паники, а каждый 20-й человек имеет достаточно устойчивый феномен состояния паники, нарушающий реализацию его жизненной программы. Случайное стечение обстоятельств, неблагоприятных внешних или внутренних проблем с концентрацией дней паники может вызвать неожиданный для руководителя компании или страны общественный катаклизм.
Основные причины паники при РУР достаточно хорошо освещены в литературе [7, 39]. Они одни и те же как для индивидуальной, так и для коллективной паники. Характерный набор включает следующие причины:
· устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;
· сильно пониженный тонус сознательной активности;
· повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности
внешней среды;
· потеря веры в руководство;
· несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;
· назначение паникера на руководящую должность;
· стечение обстоятельств.
Подготовка к возможным напряженным ситуациям. Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки «Карьера менеджера» есть такая мысль:
Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации «Крайслер», я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться...
Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений.
В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:
· моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх
как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он
ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например,
неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40%
числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера,
приезд в организацию теневой экономики военизированных ревизоров;
· создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для
пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники
во время стихийных происшествий и т.д.;
· формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других
элементов жизнеобеспечения людей и животных;
· страхование людей и их ответственности при деятельности
повышенного риска;
· отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:
осознание и уяснение приоритетов потребностей и интересов человека
и общества;
умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь
подчиненных или подопечных людей; отработка навыков
организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды
деятельности; отработка навыков автономной организаторской
деятельности в течение нескольких часов или даже дней; отработка
навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представляется в виде соблюдения ряда правил [28], которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так называемая формула Карнеги:
· Спросите у себя: «Что является самым худшим из того, что может