Причины паники

Причины, вызывающие панику, можно разделить на три группы:

· патологические медицинские заболевания и психологические

расстройства;

· особые социальные обстоятельства;

· случайное стечение обстоятельств.

К первой группе относятся органические заболевания головного мозга, невротические расстройства, эндогенные заболевания.

Ко второй группе относятся обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей: в пище, жилье, безопасности, здоровье и др.

Третья группа причин основана на том, что большинство людей хотя бы один раз в жизни испытывало состояние паники, а каждый 20-й человек имеет достаточно устойчивый феномен состояния паники, нарушающий реализацию его жизненной программы. Случайное стечение обстоятельств, неблагоприятных внешних или внутренних проблем с концентрацией дней паники может вызвать неожиданный для руководителя компании или страны общественный катаклизм.

Основные причины паники при РУР достаточно хорошо освещены в литературе [7, 39]. Они одни и те же как для индивидуальной, так и для коллективной паники. Характерный набор включает следующие причины:

· устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;

· сильно пониженный тонус сознательной активности;

· повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности

внешней среды;

· потеря веры в руководство;

· несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;

· назначение паникера на руководящую должность;

· стечение обстоятельств.

Подготовка к возможным напряженным ситуациям. Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки «Карьера менеджера» есть такая мысль:

Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации «Крайслер», я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться...

Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений.

В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:

· моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх

как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он

ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например,

неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40%

числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера,

приезд в организацию теневой экономики военизированных ревизоров;

· создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для

пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники

во время стихийных происшествий и т.д.;

· формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других

элементов жизнеобеспечения людей и животных;

· страхование людей и их ответственности при деятельности

повышенного риска;

· отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:

осознание и уяснение приоритетов потребностей и интересов человека

и общества;

умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь

подчиненных или подопечных людей; отработка навыков

организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды

деятельности; отработка навыков автономной организаторской

деятельности в течение нескольких часов или даже дней; отработка

навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представляется в виде соблюдения ряда правил [28], которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так называемая формула Карнеги:

· Спросите у себя: «Что является самым худшим из того, что может


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: