Конкретно-истерический способ бытия.—Танатология.—Тропы бытия: был или иметь; бытие как самореализация бытие как долженствование. — Возникновение и внутренвдя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: «Сущее есть, несущего нет».—Бытие как трансцендирование (Платон).—Раntо гei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.
1) Личиостно-индивидуальный смысл проблемы бытия. а) Актуальность проблемы:
-Проблема бытия во все времена была исходной для философов всех школ и направлений (изучавших как безличные всеобщие первоначала, так и смысл и разнообразие окружающего мира);
- Бытийственные проблемы стоят в центре современной жизнедеятельности человечества, указывая смысложизненные ориентации философии: экологическая катастрофа, научно-технический прогресс, ядерная угроза.
Nb: Проблематичность бытия постигается не только в его процессуальном измерении, но и дискретно (сиюминутно распадаясь на индивидуальные события, обнажая напряженность реального существования).
nb: Однако строгая упорядоченность и размеренность существования, унифицированный резким, рациональная целесообразность не есть ключ к разгадке смысложизненной тайны бытия. Бытие как единообразие и монотонность, организация типологически идентичного,- — сложная проблема, а не идеал бытия,
б) Историко-философский экскурс:
- Гегель в качестве выхода авторитетно видел
надличностный идеал миросозерцания - уход в бытие, в повседневные заботы и интересы, самодовольство мнений и постижение всеобщего через идеалы и желания.
- М. Хайдеггер, с не меньшей убедительностью заявил,
что исследование бытия предпочтительно начинать с анализа его как «заурядной повседневности», «ощущения радикального затруднения жизнью».
- У Маркса дефиниция бытия однозначна: «Бытие
людей есть реальный процесс их жизни».
в) Бытие как система «хаос-порядок»:
Э. Шредингер (физик-теоретик) тайной бытия живого считает процесс упорядочивания -
уменьшения энтропии. Все живое снижает собственную энтропию, укрощает хаос, извлекает упорядоченность из окружающей среды, в отличие от «естественного стремления вещей приближаться к хаотическому состоянию». Живой организм как бы «питается отрицательной энтропией, поддерживая себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии».
Вл. Соловьев, наш соотечественник, предельным основанием и целью человеческого бытия провозглашает добро, творимое каждый раз во имя спасения души.