— Культура представляет собой диалектически развивающийся процесс, имеющий устойчивую и новаторскую сторону.
— Устойчивая сторона культуры — это культурная
традиция. Традиция превалирует над творчеством. Творчество проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры.
— Вопрос о традиции в культуре и об отношении к культурному наследию затрагивает не только сохранение, но и развитие культуры, т.е. создание нового в процессе творчества.
— Творческий процесс осуществляется субъектом творческой деятельности. Он имеет объективные предпосылки в реальности и в творческой деятельности.
— Не всякие новаторские идеи есть творчество. Созидание нового становится процессом творчества в том случае, если оно несет в себе всеобщее содержание, общественную значимость, откликается в сердцах людей.
Например, гениальные произведения искусства находять отклик в сердцах людей, пробулсдают ответные чувства, доставляют эстетическое удовольствия. Эти
произведения являются результатом творческого процесса. А если определенное произведение не обладает ответной реакцией у людей, то стало быть оно и не является творчеством культуры.
|
|
Таким образом, в творчестве всеобщее соединяется с уникальностью: каждое ценное произведение культуры является неповторимым. Созидающая деятельность человека является постоянным источником чего — либо нового.
В данной лекции мы рассмотрели философские концепции человека в истории и теории вопроса
ЛЕКЦИЯ 38
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
План:
I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления.
Общая характеристика.
2. Многовариантность общественного развития.
II.Методология исследования общественногоразвития (Д. Белл, Ф. Маклуп, М. Парат, Тейяр де Шарден, О. Тоффлер, Р. Тибальд).
Общая характеристика.
Формационный и цивилшационный подходы.
Современные концепции общественного развития.
III.Закономерности и движение силы общественного развития.
Общая характеристика.
Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.
Процесса.
3.Необходимость и случайность в общественномразвитии.