Структура отчета

По структуре отчет состоит из семи разделов:

1. Моя профессия — менеджер.

2. Мои успехи и достижения.

3. Для чего я поступил(а) в вуз.

4. Представления о моей будущей карьере.

5. Мои профессиональные цели.

6. Действия для достижения целей.

7. Самоанализ.

Раздел 1. МОЯ ПРОФЕССИЯ - МЕНЕДЖЕР

Одним из основных условий успешной карьеры является пра­вильный выбор профессии. В условиях перехода к рыночной эко­номике в России наблюдается широкий общественный интерес к менеджменту. Вас тоже заинтересовала данная профессия. Реаль­ные профессии представляют собой, как правило, комбинацию раз­личных видов деятельности. Существует много взглядов на профес­сию менеджера. Не забывайте, что Вы поступили и учитесь на специальности «Государственное и муниципальное управление».

В данном разделе нужно представить индивидуальное видение выбранной профессии, т.е. студент должен продемонстрировать, как он себе представляет выбранную специальность: что входит в круг его обязанностей, роль, которую он хотел бы играть на работе, ка­кие качества необходимы для данной профессии.

Написанию данного раздела будет способствовать обращение к литературе, посвященной данной профессии, к воспоминаниям или жизнеописаниям людей, отличившихся в данной области.

Итогом проделанной работы будет служить написание первого раз­дела вашего отчета, где вам надо изложить собственные пред­ставления о том, что представляет собой профессия менеджера на основе прочитанной литературы.

Раздел 2. МОИ УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ

В данном разделе студент должен описать достигнутые им успе­хи и достижения. Очень важно правильно оценивать себя. Далеко не всегда и не каждому удается разобраться в своих достижениях и неудачах. Но, зная себя достаточно хорошо, вы можете минимизи­ровать неудачи, связанные с вашими личностными качествами, а порой и превратить свои неудачи в достижения.

Ваши достижения являются основой для составления персональ­ного резюме, с которым вы пойдете к работодателю. И на основе вашего резюме он будет решать, подходите ли вы ему. Поэтому очень важно суметь себя подать как можно лучше. Чем лучше вы это сде­лаете, тем больше шансов у вас будет получить престижную и вы­сокооплачиваемую работу.

Необходимо правильно подготовить и представить информацию о себе.

Известный американский бизнесмен Харви Маккей писал: «Вы — товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную пере­оценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам следует пересоз­дать себя». Вы должны так подать свои достижения и успехи, чтобы как «товар» на рынке труда вы были мгновенно замечены и востре­бованы работодателем.

Например, знание английского языка считается достижением. Ведь полноценному менеджеру, в какой бы он стране ни находил­ся, нужно знать английский язык.

Примерами Ваших достижений могут служить получение меда­ли, различных дипломов, наград, участие в олимпиадах, научных слетах и конференциях. К вашим достижениям можно отнести учебу в специализированных школах и колледжах, научные публикации, общественную деятельность.

Студенты заочной формы обучения представляют данный пункт в виде автобиографии. Если у вас имеется опыт работы, опишите Ваши успехи и достижения на рабочих местах.

Раздел 3. ДЛЯ ЧЕГО Я ПОСТУпИл(А) В ВУЗ

Когда спрашиваешь студентов, почему они поступили именно в данный вуз и именно на данный факультет, многие из них отвечают, что это неосознанный выбор. Они воспринимают процесс обучения как получение зачетов и экзаменов, чтобы удовлетворить требования преподавателей, а не думают о нем как о развитии своего собственно­го интеллекта и получении реальной пользы для себя. Лишь неболь­шая часть студентов осознанно выбирает конкретное место учебы.

Студент, работая над данным разделом, должен понимать раз­ницу между тем, почему он поступил в вуз, и тем, для чего он посту­пил в него. Сначала перечислите причины, по которым вы посту­пили в институт, т.е. ваши мотивы. А далее вы должны написать, как вы собираетесь использовать учебу в вузе для достижения сво­их целей и что именно собираетесь предпринять для их достиже­ния.

Ваша задача на данном этапе — определиться, выработать стра­тегию на время учебы.

Вы очень конкретно, детально должны представлять, чего хоти­те достичь в жизни, потому что именно от вашей индивидуальной специфики будет зависеть то, чего вы хотите добиться за 5 лет уче­бы, чему необходимо уделить особое внимание, чтобы заставить себя осознанно подойти к своему обучению в институте, к планирова­нию своей карьеры, сформировать потребность в улучшении и со­вершенствовании себя.

Видя ориентир перед своими глазами, вам легче будет научиться отделять то, что нужно знать, от того, что не нужно знать, что надо сделать, чтобы добиться успеха, научиться изменять свою жизнь и не бояться нового.

Кроме того, важно, чтобы с самого начала обучения студенты поняли преимущества активного типа обучения, при котором они сами являются творцами знаний, решений, информации и т.п., пе­ред пассивным, в котором

студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего. Эффективность при активной фор­ме обучения намного выше, чем при пассивной форме. Доказано, что при пассивном обучении объем усвоенной информации не пре­вышает 30%.

Также необходимо понять преимущества, которые дает само­образование, самостоятельное, более углубленное изучение какой-либо проблемы, так как за время аудиторных (лекционных и прак­тических) занятий можно лишь поверхностно ознакомиться с ос­новными понятиями и определениями, которые изучаются в какой-либо дисциплине. Поэтому вам необходимо будет большую часть информации собирать и прорабатывать вне занятий.

Следует помнить, что самое главное для вашей будущей карьеры — успешный практический опыт. Образование имеет значение, но оно определяет, главным образом, то, с какой позиции вы начнете свою карьеру. Надо серьезно относиться к тому, какой опыт вы сможете приобрести на данном этапе, трудиться ради этого, «торговаться» с работодателем, поскольку именно в приобретенном опыте ключ к успеху в карьере. Только 15% высших менеджеров имеют соответ­ствующее образование, а 85% — опыт. Поэтому параллельно с обра­зованием надо приобретать опыт всеми возможными способами.

В отличие от учащихся очной формы обучения, большинство студентов заочной формы обучения поступили в данный ВУЗ и на специальность «Государственное и муниципальное управление» осознанно. В данном разделе опишите причины поступления, это может быть связано с очередной аттестацией на вашем рабочем месте, с продвижением по службе и т.д.

Раздел 4.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОЕЙ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ

Представьте, что ваша будущая карьера — это большое путеше­ствие. Считается, что путешествие пройдет более успешно, если иметь хотя бы подробную карту маршрута.

Пик карьеры

Цель, доход, работа
Цель, доход, работа
 

Поэтому в данном разделе вы должны описать видение своей будущей карьеры по возможности максимально детально. Некото­рые опасаются, что будущее может сложиться по-разному, и они не хотят прописывать развитие своей карьеры подробно, а делают это лишь в общих чертах из боязни, что их карьера сложится по-иному, т.е. они просто собираются плыть по течению, предоставить свою карьеру случаю. Многие слишком ориентированы на процесс дея­тельности и слишком слабо — на конечную цель. Изречение древ­них мореплавателей гласит: «Плыву не так, как ветер дует, а так, как парус поставлю!»

При написании данного раздела надо исходить из правила, что наличие какого то ни было плана лучше, чем полное его отсутствие. Студент должен нарисовать образ желаемого будущего. Он — как ваша путеводная звезда, которая постоянно будет заставлять вас стремиться к ней. Это видение, детально прописанное на бумаге, превращается в описание вашей главной профессиональной цели, которая будет представлена в виде определенного места работы и дохода. Но обязательно нужно прописать их на бумаге. Только в письменном виде они обретают реальность, и вы начинаете воспри­нимать их всерьез. Пример изображения ваших целей может выглядеть таким об­разом. См. рисунок 1. Пример промежуточных целей и этапов карьеры представлен на рисунке 2.

Положение на сегодня Главная цель карьеры

Рис. 1. Схема основных целей карьеры

Из данной схемы видно, что главная цель будет определять на­правление вашей деятельности. Но для достижения главной цели необходимо целенаправленно достигать промежуточные цели.

       
 
 
   
Рис. 2. Схема промежуточных целей и этапов карьеры


Подвергая анализу цели своей карьеры, важно прояснить каж­дую промежуточную цель на каждом этапе вашей карьеры.

Пик карьеры
Допустим, вы предполагаете пик вашей профессиональной дея­тельности в возрасте 40 лет. Отправной точкой будет служить ваш возраст на данный период времени (допустим, 18 лет). Период жизни от 18 до 40 лет нужно разбить на несколько этапов (не меньше трех), на каждом из которых вы будете отражать ваш предполагаемый до­ход и желаемое место работы, которые вы хотели бы иметь к данно­му периоду жизни. Расписывая ваши работу и доходы, вы тем са­мым опишете ваши карьерные цели.

Результаты следует занести в таблицу 1. (см. пример).

Под таблицей нужно попытаться описать каждый из этапов — как вы представляете вашу работу.

Таблица 1.

Возраст Желаемый доход Предполагаемая работа
     
     
     
  20 тыс. рублей Зам. Управляющего в небольшой фирме
     
     

Вы единственный, кто знает, какая работа нужна именно вам:

■роль, которую вы хотели бы играть на работе, занимаемая дол­жность;

■какими качествами, способностями, опытом, знаниями вы дол­жны обладать;

■вид организации, который вас привлекает (по специальности, не по специальности - банковская, турис­тическая, компьютерная и т.д.).

Например, я ищу место заместитель управляющего в небольшой фирме, ра­ботающей на рынке ценных бумаг города Москвы, где я мог бы реа­лизовать свои административные способности, профессиональную подготовку и знание маркетинга с месячным окладом не менее 20 тыс. рублей. Такую должность я хотел бы иметь к 30 годам.

После описания каждого из этапов своей карьеры у вас появится возможность проведения анализа того, чем вы уже располагаете на этапе, и проведения работы над собой в направлении того, к чему вам необходимо стремиться, чтобы достичь следующего этапа, а в итоге достигнуть пика своей профессиональной деятельности к тому времени, к которому вы его запланировали. Письменная фор­ма позволит быть более объективным. К схеме можно будет возвра­щаться для изменений по мере уяснения своей позиции.

Студенты имеющие опыт работы, составляя схему промежуточных целей и этапов карьеры (рис.2) должны поделить свою трудовую жизнь на прошлую (например, возраст от 18 до 22лет); настоящую и будущую (после окончания обучения в ВУЗе).

Раздел 5. МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках ваши явные и скрытые потребности, инте­ресы, желания или задачи, сориентировать ваши действия и поступ­ки на эти цели, а также на их выполнение. Постановка цели озна­чает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию ваших сил и активности на том, что должно быть достигнуто.

Таким образом, цель описывает конечный результат. Речь идет не о том, что вы де­лаете, а о том, для чего вы делаете. Цели представляют собой вызов вам и побуждают к действиям. Без цели отсутствует критерий оцен­ки, по которому вы могли бы оценить ваши усилия и трудозатраты, т.е. установление целей позволяет приобрести критерии, позволя­ющие судить, важно ли то, что вы делаете. Цели, кроме того, явля­ются еще и масштабом для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если вы заранее четко и одно­значно не определите то, чего хотите.

| Собрать и прочесть рекламные объявления
Краткосрочные цели (до одного года)

Цели являются представлениями о будущем, для реализации которых вы хотите что-либо сделать. В противном случае цель яв­ляется только благим пожеланием. Чтобы поставить цели, надо ду­мать о будущей карьере.

Традиционное мышление в рамках част­ных задач чревато тем, что вы потеряетесь в мелочах. Мышление же в масштабах целей карьеры способствует тому, что частности подчиняются целому: становится ясно, в каком направлении дви­гаться и каким должен быть конечный результат. Цели служат кон­центрации сил на действительно ключевых направлениях. Осозна­ние своих целей предполагает значительную самомотивацию для работы. Каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Поэтому очень важно при описании целей установить сроки и сфор­мулировать результаты. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

Цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают следующим критериям:

■человек чувствует себя лично заинтересованным в их достиже­нии;

■возможно успешное продвижение к ним малыми шагами, ибо малый шаг, предпринимаемый сразу, дает подчас больше эффекта, чем обширные, стратегические и грандиозные замыслы, за кото­рыми следуют затяжные действия;

■установлены временные пределы;

■четко установлен конкретный конечный результат.

В разделе необходимо описать только профессиональные (карь­ерные) цели, не затрагивая личных целей (сбросить лишний вес, приобрести автомобиль, выйти замуж и т.д.). Следует устанавли­вать конкретные краткосрочные цели (срок достижения которых 12 месяцев), согласованные с достижением ваших среднесрочных (5 лет) и долгосрочных глобальных (жизненных) целей.

Можно представить ваши профессиональные цели в виде схемы (см. рисунок 3):

Долгосрочные цели Среднесрочные цели Краткосрочные цели

(вся жизнь) (от 1 до 5 лет) (до одного года)

Рис. 3. Схема профессиональных целей

Шкала на данной схеме (долгосрочные, среднесрочные и крат­косрочные цели) показывает время достижения данной цели. Напри­мер, вы планируете возглавить отдел через 5 лет, через 10 лет стать директором, а через 25 лет — медиамагнатом, т.е. к 45 годам. (см. приложение 4.)

Ваша задача в данном разделе — изложить ваши конкретные профессиональные цели, т.е. те цели, которые будут приближать вас к пику вашей карьеры. Форма представления результатов рабо­ты может быть представлена в табличном виде (таблица 2):

Таблица 2

№ п/п Цель Сроки Возраст Вероятность достижения цели
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         
         
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         
         
КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         
         

В колонке «Цель» вам следует написать место работы, должность, которую предполагаете иметь, и ожидаемый доход на данном месте работы, т.е. отразить результат анализа целей. Цель описывается тем уровнем дохода и должностью, которые вы рассчитываете иметь в определенном возрасте.

Указывая сроки достижения цели, вы должны написать конк­ретные временные рамки, которые ограничивают достижение дан­ной цели.

Зная сроки достижения цели, вы можете прописать ваш возраст, к которому достигнете конкретную цель.

Вероятность достижения цели оцените от 1 до 100 баллов на ос­нове анализа ваших возможностей, т.е. проанализировав свои силь­ные и слабые стороны, вы проставите отвечающее реальности ко­личество баллов.

Раздел 6. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

После того как вы прояснили для себя вопрос о профессиональ­ных целях (провели анализ целей), необходимо провести анализ наличия ресурсов для достижения целей. В процессе анализа надо выявить необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы). Ваша задача в данном разделе — провести анализ «цель — средство», в результате которо­го важно определить те конкретные шаги и действия, которые бу­дут способствовать достижению ваших целей.

Процесс постановки целей представлен на рисунке 4.

Данный раздел включает три этапа.

1. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения сво­их целей за время учебы в вузе.

2. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения сво­их целей за первые

5 лет после окончания вуза.

3. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения сво­их целей в последующие 10 лет.

На первом этапе вам необходимо описать конкретные действия, которые вы планируете предпринять для достижения ваших целей за время учебы в вузе (стажировка за границей, практика в престиж­ной фирме и т.д.).

Допустим, ваша цель на данном этапе — выучить английский язык. Поэтому за время учебы в вузе вы будете:

1) заниматься с репетитором два раза в неделю;

2) участвовать в олимпиадах по английскому языку, чтобы вас
отметили, оценили и в числе лучших отправили совершенствовать
английский язык за рубеж;

3) дома самостоятельно заниматься с кассетами и учебниками.
Вы знаете, что по окончании вуза вы будете хорошо владеть ан­глийским языком.

Учитывая, что на далекий период планировать сложнее, описы­ваемые

способы достижения цели на втором этапе должны быть конкретнее, чем на третьем этапе, а первый этап нужно будет опи­сать максимально конкретно. Если сопоставить эти три этапа со схемой «Профессиональные цели» в пятом разделе, то на первом этапе будут отражаться средства для достижения среднесрочных целей, а на втором и третьем этапах — долгосрочных целей.

Результаты должны быть представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Профес-сиональ­ные цели Анализ «цель — средство»
Необходимые средства Имеется в наличии Не имеется в наличии Практические цели (действия)
ЗА ВРЕМЯ УЧЕБЫ В ВУЗЕ
         
         
В ПЕРВЫЕ 5 ЛЕТ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА
         
         
В ПОСЛЕДУЮЩИЕ 10 ЛЕТ
         

При проведении анализа «цель — средство» в соответствии с предло­женной схемой формулируются цели, которые записываются в 1-й столбик. Каждой цели должны быть сопоставлены средства, необхо­димые для ее достижения, которые заносятся во 2-й столбик. Опре­делив необходимые средства, их надо сгруппировать на те, которые имеются в наличии (3-й столбик) и не имеются в наличии (4-й стол­бик). В 5-м столбце следует описать практические действия, необхо­димые для достижения отсутствующих средств, которые были опре­делены на последнем этапе анализа «цель — средство».

Проводя анализ «цель — средство» каждой профессиональной цели таким образом, вы можете проанализировать долго-, средне- и краткосрочные цели карьеры и продемонстрировать их в таблице 3.

Раздел 7. САМОАНАЛИЗ

При работе над данным разделом вам необходимо возвратиться к схеме в разд. 6 «Процесс постановки целей». Анализ целей был проведен в разд. 5 «Мои профессиональные цели», анализ «цель — сред­ство» — в предыдущем разделе. Ситуационный анализ или анализ возможностей вы должны проработать в данном разделе.

Ситуационный анализ поможет выявить ваши слабые и сильные стороны и определить, какие сферы вы можете развить, над чем вам следует еще работать. Путем анализа своих способностей вы долж­ны определить, что вы вообще можете совершить, т.е. каким лич­ным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете.

Для человека важно распознавать свои возможности, развивать их,

использовать шансы и отвечать за собственное будущее. Напри­мер, С. Герман так говорит об этом: «Куда лучше, чтобы вы сами выявляли и использовали свои сильные стороны и возможности, радовались им и двигались с их помощью вперед, нежели чувство­вали себя как в инвалидном кресле, которое везут за вас другие».

Результаты работы вы можете отразить в таблице 4.

Таблица 4.

Профес­сиональ­ные цели Ситуационный анализ
Необходимые средства Имеется в наличии Не имеется в наличии Действия по их развитию
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         
         
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         
         
КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
         

Ранее выявленные цели карьеры нужно зафиксировать в первом столбце. Далее необходимо составить перечень качеств, нужных для достижения цели. При составлении списка нужных качеств следу­ет еще раз просмотреть следующие книги:

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 2006.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2002.

3. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995

4. Технология карьеры: Учеб. Пособие / Под ред. Н.Н. Богдан, Е.Н. Могилевский, 2003.

5. Суркина Ф.Ж. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008

6. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Введение в специальность: ГМУ. – М..2009

7. Журнал «Управление персоналом» №13 – 2004, №14 – 2004, №20 – 2005.

Далее определяют необходимые для достижения каждой цели набор качеств и заносят их во 2-й столбец в соответствии с опреде­ленной целью карьеры.

Ситуационный анализ личных качеств представляет своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволя­ет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем еще надо работать (слабые стороны).

Путем анализа своих способностей вы можете определить, ка­ким личным потенциалом для достижения своих целей вы распо­лагаете на данный момент. Результат проведенного анализа следу­ет занести в 3-й столбец.

С другой стороны, вы должны ясно представить себе свои сла­бые места (4-й столбик), чтобы разработать действия, которые мо­гут способствовать проявлению или развитию подобных качеств. Намеченные меры для восполнения недостающих качеств нужно занести в последний столбец таблицы

Вы должны провести ситуационный анализ ваших качеств для каждой цели и занести результаты анализа в таблицу, приложение 5.

При выполнении данного раздела Вам необходимо отметить качества которые у Вас имеются в наличии сейчас и те, которые необходимо развивать.

Рекомендуемая литература

1. Авдеева А.П. Психологический анализ карьерной деятельности // ГУУ Вестник университета №18 -2009

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 2001.

3. Джонс Р. Как сделать карьеру / Пер с англ. Екатеринбург: «Урал ЛТД», 1999

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, Мн. - 2008

5. Огарев Г. 31 закон карьерного роста. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002

6. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995

7. Система: государственного и муниципального управления, А.С. Маршалова,- Серия библиотека Высшей школы.- Изд-во: ОМЕГА-Л, 2009

8. Суркина Ф.Ж. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008

9. Технология карьеры: Учеб. Пособие / Под ред. Н.Н. Богдан, Е.Н. Могилевский, 2003.

10. Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 2000

11. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и муниципального управления.- Изд-во: КНОРУС, 2009

12. Якокка Ли Карьера менеджера / Пер. с англ. – Тольятти: Изд. Дом «Довгань», 2001. – 358 с.

13. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Введение в специальность: ГМУ. – М..2009

14. Журнал «Управление персоналом» № 5 – 2003, №13 – 2004, №14 – 2004, №20 – 2005.

Приложение 1.

Министерство образования и науки Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: