Московская встреча на высшем уровне по ядерной безопасности

В июне 1995 г. на встрече «восьмерки» в Галифаксе (Канада) Россия предложила провести специальную встречу лидеров для обсуждения проблемы ядерной безопасности. Инициатива была поддержана и такая встреча состоялась 19 – 20 апреля 1996 г. в Москве.

Московская встреча – неординарное, уникальное в своем роде событие. С одной стороны, она стала возможной благодаря кардинальным изменениям, произошедшим в мире, пришедшему пониманию того, что решение фундаментальных проблем современности невозможно без полноценного участия России. С другой стороны, на территориях «восьмерки» находится 80% существующих в мире ядерных реакторов, четыре страны, входящие в неё, обладают колоссальными запасами ядерного оружия и средств его доставки. Уже только эти обстоятельства являются свидетельством особой ответственности «восьмерки» за укрепление ядерной безопасности.

Уникальность Московского форума состоит и в том, что впервые главы развитых государств собрались для обсуждения конкретного, ключевого вопроса глобальной безопасности и договорились сообща определить основные направления международного


173 сотрудничества в этой области, причем собрались на внеочередную встречу, подчеркивая

тем самым важность обсуждаемой проблемы.

На встрече были приняты документы, по существу представляющие собой отправные вехи в объединении усилий мирового сообщества в обеспечении ядерной безопасности: Декларация Московской встречи, Программа противодействия незаконному обороту ядерных материалов, Заявление по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и др.

В Декларации Московской встречи сформулированы основополагающие направления повышения уровня ядерной безопасности во всем мире, в части касающейся безопасности гражданских ядерных реакторов, включая ответственность за ядерный ущерб, стратегии развития энергетического сектора в странах с переходной экономикой; обращения с ядерными отходами (в соответствии с Конвенцией по безопасному обращению с радиоактивными отходами, запрет на сброс в море радиоактивных отходов), безопасности ядерных материалов (Программа противодействия незаконному обороту ядерных материалов; учет, контроль и физическая защита ядерных материалов; безопасное и эффективное обращение с оружейными расщепляющимися материалами, заявленными как не являющиеся более необходимыми для целей обороны). В ней, в частности, подчеркивается готовность государств-участников сотрудничать друг с другом таким образом, чтобы использование ядерной энергии осуществлялось повсеместно в мире в соответствии с фундаментальными принципами ядерной безопасности, чтобы безопасности использования ядерной энергии придавалось абсолютно приоритетное значение. Указывается на важность повышения культуры ядерной безопасности, необходимость расширения возможностей обнаружения незаявленной ядерной деятельности, совершенствования национальных систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (такие системы должны включать создание нормативной базы, лицензирование и инспектирование).

В Программе противодействия незаконному обороту ядерных материалов сформулированы три основные направления решения этой проблемы:

- надежное и безопасное хранение ядерных материалов и эффективные меры их защиты, контроля и учета для предотвращения распространения;

- совместные разведывательные, таможенные и правоохранительные мероприятия для предотвращения международной перевозки и продажи похищенных материалов;

- совместные усилия по идентификации и устранению незаконного предложения и спроса на расщепляющиеся материалы в целях противодействия преступным элементам.

В целях повышения эффективности коллективных действий в ответ на угрозу хищения и контрабанды ядерных материалов участники встречи договорились:


- регулярно обмениваться информацией и оперативно распространять сведения о

случаях хищения и контрабанды ядерных материалов в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерных материалов;

- обмениваться информацией о значимых событиях в данной области, особенно, если речь идет о чувствительных материалах, и создавать в этих целях соответствующие национальные центры связи;

- содействовать укреплению сотрудничества и координации между национальными разведывательными, таможенными и правоохранительными органами и сотрудничества с аналогичными учреждениями других заинтересованных стран для обеспечения быстрого расследования и наказания участников незаконного оборота ядерных материалов;

- ответственно выполнять свои национальные обязательства по обеспечению эффективного хранения, защиты, контроля и учета ядерных материалов на территории своих стран;

- обмениваться опытом, оказывать друг другу консультативную помощь в обеспечении безопасного и эффективного хранения, защиты, контроля и учета ядерных материалов;

- развивать эффективные национальные системы экспортного лицензирования и контроля;

- поддерживать усилия по определению требований к системе подготовки кадров в области обнаружения незаконно перемещаемых ядерных материалов, радиационной защиты, безопасного обращения и транспортировки ядерных материалов для правоохранительных органов (таможня, полиция);

- содействовать обмену научной информацией и данными в целях идентификации происхождения, истории и путей перемещения перехваченных ядерных материалов;

- поддерживать усилия для обеспечения того, чтобы все чувствительные ядерные материалы (выделенный плутоний и высокообогащенный уран), не предназначенные для оборонных целей, надежно и эффективно хранились, обеспечивались защитой и были поставлены под гарантии МАГАТЭ;

- работать над укреплением эффективного применения гарантий МАГАТЭ;

- стремиться выработать стратегию безопасного, эффективного и доступного мирного использования ядерных материалов, заявленных как более не требующихся для оборонных целей, а также их безопасного и долговременного хранения;

- содействовать универсальности участия в ДНЯО. Вносить вклад в процесс рассмотрения действия ДНЯО и реализовывать Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения, принятые на Конференции ДНЯО в 1995 г.;


175 - содействовать безотлагательному началу и скорейшему завершению переговоров

по не дискриминационной и универсальной конвенции, запрещающей производство

расщепляющихся материалов для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

В Заявлении по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

участники встречи подтвердили свою приверженность заключению и подписанию Договора

о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний к сентябрю 1996 г. Они согласились с

тем, что ДВЗЯИ станет конкретным шагом в направлении достижения одной из самых

приоритетных задач мирового сообщества в области разоружения и нераспространения и

выполнения обязательств по статье VI ДНЯО и что ДВЗЯИ должен запретить любой

испытательный взрыв ядерного оружия или любой другой ядерный взрыв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: