Многообразие речевых жанров

Устойчивость речевого выражения этикетных форм объясняется их четкой привязкой к ситуации, месту и времени использования. Если же мы несколько абстрагируемся от конкретных обстоятельств словоупотребления, то выяснится, что вся речевая практика построена по стандартам традиционных, национально определяемых правил общения, не позволяющих нам выйти за пределы системы регулятивной организации речи. Все многообразие речевых форм и их вариативность определяется жанровыми требованиями, которые предоставляют нам возможность выразить свою мысль в том или ином виде: задать вопрос, рассказать сказку, высказать свое мнение, обсудить новости и т.п.

Само понятие жанра, как указывает Т.В. Шмелева, восходит к поэтике Аристотеля. В теории литературы, фольклористике и риторике ему уделялось достаточно много внимания (на уровне понятий «жанр речи», «языковой жанр», «жанр общения») однако в понятийный аппарат лингвистики оно вошло только на исходе прошлого века, когда специальную работу на эту тему написал М.М. Бахтин. Это стало возможным лишь после того, как была осознана значимость понятия жанра не только для художественного творчества, но и речевой практики в целом. Произошла эта перемена в ходе поворота лингвистики «от языка к речи»: «языковая система, устройством которой так увлеченно занималась лингвистика весь ХХ век, жанрово безразлична; речь же отливается только в жанрах и вне жанров не может быть осмыслена и изучена даже в первом приближении. Эта простая, как сейчас кажется, мысль сложилась не так быстро, и тем более не сразу получила распространение среди отечественных лингвистов» (2, с. 62).

«Одна из причин игнорирования в лингвистике форм высказывания – это крайняя разнородность этих форм по композиционному построению и в особенности по их размеру (речевой длине) – от однословной реплики до большого романа. Резкое различие в размерах имеет место и в пределах устных речевых жанров. Речевые жанры поэтому представляются несоизмеримыми и неприемлемыми в качестве единиц речи» (3, с. 261). Однако в реальности мы можем говорить, осуществлять свои намерения в виде высказываний только в рамках определенных жанров – именно это является условием межличностного взаимодействия и константой продуктивной коммуникации между людьми. «Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам… Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык» (3, с. 257).

Многие исследователи отмечают близость понятия «речевого жанра» термину «языковая игра» (language game) в работах Л. Витгенштейна, однако, как указывает А. Вежбицка, для современной лингвистики более подходящим оказалось понятие «речевого акта» Дж. Остина: «так произошло именно потому, что «языковые игры» неисчерпаемы в своем разнообразии, как количественном (размер), так и качественном, в то время как «речевой акт» может представляться маленькой и разнотипной единицей, более близкой по характеру традиционным объектам лингвистических исследований» (2, с. 71-72).

А. Вежбицка попыталась воплотить в жизнь бахтинскую идею построения единой системы речевых жанров в своей версии семантической теории элементарных смысловых единиц (т.н. «семантических примитивов»). В рамках этой теории предполагается, что практически все жанры могут быть сведены к некоторым достаточно четким формулировкам («речевым формулам»), состоящим из «последовательности простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие данный тип высказывания» (2, с. 72).

Доступность и универсальный характер (в рамках традиционного использования национального литературного языка) данных лингвистических конструкций обеспечивается за счет элементарных смысловых структур, лежащих в основе речевых ходов / актов и их частой повторяемости, что позволяет сравнивать различные жанры и демонстрировать связывающие их структурно-функциональные отношения. А. Вежбицка предлагает сопоставить множество такого рода «примитивов» и убедиться в схожести формул, определяющих самые разные речевые жанры (2, с. 73-78):



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: