Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

По степени переработки информации выделяют такие ее виды, как первичная, вторичная и третичная. Этим видам информации соответствуют определенные типы текстов (документов). В некоторых случаях один текст может служить основой для производства других текстов (текста). Таким образом, вторичным называется текст, созданный на базе другого (первичного) текста со сменой авторства. Под сменой авторства понимается не замена одной личности другой, а замещение одного речевого намерения (замысла) другим, пусть даже физическая личность остается прежней. Рассмотрим основные виды вторичных текстов.

1. Конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого текста. При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первичного текста. Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, позволяет восстановить исходную информацию. Виды конспектов:

1) конспект – план, где каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта;

2) конспект – схема;

3) текстуальный, состоящий из цитат;

4) свободный, сочетающий цитаты и самостоятельный текст;

5) тематический, содержащий ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

1. Вся информация собирается в один блок - так выделяются смысловые части.

2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы (план).

3. В каждой части выделяются главная и дополнительная по отношению к теме информации.

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах (виды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: