Краткая биография: имам Сулейман Ибн Харб, из числа последователей табиинов, родился в 144 году, умер в 224. Сказал о нём аз-Захаби: «Достоверный имам, хафиз, шейх уль Ислам, судья Мекки» см. «Ас-сияр», 10-330 Слышал от табиинов. Его ученики: Ахмад, аль-Бухари, Абу Дауд, Абдуллах аль-Хумейди, Абу Зур’а Ар-Рази, и многие другие большие имамы. Сказал о нём Абу Хатим ар-Рази: «Имам из имамов!»
Сказал имам аль-Фасави в «аль-Марифа уа ат-тарих»: Сказал Сулейман Ибн Харб: «Я говорил с Яхьей ибн Аксамом, и он сказал: «Я не являюсь приверженем суждения по своему мнению». И он упомянул Абу Ханифу. Я сказал: «Оставим спор, однако, были в его время имамы в Куфе, и за пределами Куфы, так расскажи же мне хоть об одном человеке, кто похвалил его и его мазхаб?». И тот помолчал около часа, и не смог привести заслуживающей внимания похвалы
Источник: «Аль-ма’риф уа ат-тарих», 3-100
И это ясное указание на иджма ученых касательно Абу Ханифы
Имам Аль-Бухари
Сказал имам Аль-Бухари в своей книге «Ат-Тарих аль-Кабир» передавая слова имамов:
كان مرجئا سكتوا عنه وعن رأيه وعن حديثه
«Он был мурджиитом. Промолчали о нём, и о его суждениях, и о его хадисе!»
См. «Ат-тарих аль-Кабир», аль-Бухари
Тут надо сказать, что имам аль-Бухари говорил промолчали о таком-то, поскольку он был очень мягким в высказываниях, и вместо того чтобы сказать: сказали имамы: «он сгинувший нововведенец», «он –лжец», и тд – он говорил «промолчали о нём», как это известно каждому кто работает с терминологиями имамов.
Сказал имам Ибн Касир о тех, касательно кого сказал аль-Бухари «Сакату анху»: «Такой у него в самой худшей степени, и самой гибельной!» см. «Ихтисар улюм аль-хадис», 1-320
Сказал имам ас-Сахави: «Аль-Бухари по причине сильной богобоязненност и очень мало говорил: «Каззаб» (лжец), или выдумщик. Самое частое как он говорил (о них): «Промолчали о нём», или «Фихи назар», или «Оставили его», и так далее» см. «Аль-илян уа ат-таубих», 125
Хафиз Ибн аль-Джоузи аль-Ханбали
Сказал имам Ибн аль-Джоузи в биографии Абу Ханифы которую мы приведем почти полностью в другом разделе:
وبعد هذا فاتفق الكل على الطعن فيه، ثم انقسموا على ثلاثة أقسام: فقوم طعنوا فيه لما يرجع إلى العقائد و الكلام في الأصول. وقوم طعنوا في روايته وقلة حفظه وضبطه. وقوم طعنوا لقوله الرأي فيما يخالف الأحاديث الصحاح
« После же этого согласия на его понимании и фикхе, все согласились на поношении его, а затем разделились на три категории: одни поносили его по причинам, связанным с акыдой, и словами об основах религии. Вторая группа поносила его передачи, и слабую память и точность. И третья группа поносила его за высказывание на основе сосбтвенного мнения в том, что противоречит достоверным хадисам».
Затем сказал чуть дальше:
فلم يبق معتبر من الأئمة إلا تكلم فيه
«..не осталось никого из имамов, кого можно было бы принимать во внимание, кроме как он говорил о нём с плохой стороны..»
См.» Аль-Мунтазам»,