Педагогический состав высших учебных заведений пополнялся до недавнего времени в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, не связанной с педагогической деятельностью. Поэтому их педагогическая деятельность основывалась в основном на интуитивно-эмпирических решениях. Для будущих магистров, которые ориентированы на работу в высшей школе, педагогическая деятельность и ее проектирование являются предметом специального изучения.
Психология высшей школы представляет собой структурный компонент педагогической психологии, рассчитанный на академическую и профессиональную подготовку специалистов, включая подготовку преподавателей высшей школы и исследователей.
Целью дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является – развитие личностных качеств магистрантов, адекватных продуктивной деятельности преподавателя высшей школы, и формирование системы знаний в сфере обучения и воспитания студентов, а также формирование готовности к психолого-педагогическому сопровождению внедрения образовательных инновационных технологий, фасилитации профессионального и личностного роста субъектов образовательного процесса.
Задачи дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» это:
– формирование знаний о сущности высшего образования как социокультурного феномена; о тенденциях развития высшего образования в мире;
– формирование системы знаний о концептуальных основах организации педагогического процесса в высшей школе и развитие на этой основе умений реализовывать инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе;
– формирование умений решать практические педагогические проблемы на основе научных методов, самостоятельного инновационно-педагогического мышления, а также позитивного ценностно-эмоционального отношения к педагогической деятельности в высшей школе
– формирование знаний о психологических парадигмах и направлениях развития психологической науки; методологии и методах психологических исследований;
– формирование знаний и умений психолого-педагогического взаимодействия и общения преподавателей и студентов;
– формирования перцептивных, коммуникативных, рефлексивных и исследовательских компетенций и готовности к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.
Новизна программы курса состоит в том, что педагогическая традиция высшей школы органично дополнена инновационной составляющей.
Содержание курса раскрывается в следующих темах:
1. Педагогика и психология высшей школы как наука и учебная дисциплина.
2. Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы.
3. Методологические аспекты организации и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
4. Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов.
5. Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе.
6. Психологическая компетентность преподавателя и выпускника магистра.
При изучении дисциплины магистрантами применяются асинхронная модель организации педагогического процесса, разностороннее проектное обучение, управляемая самостоятельная работа.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта второй ступени высшего образования после изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» магистрант должен знать:
– сущность высшего образования как социокультурного феномена;
– тенденции развития высшего образования в мире;
– проблемы педагогики высшей школы как научной дисциплины;
– нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области высшего образования Республики Беларусь;
– методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе;
– требования к личности преподавателя высшей школы и критерии успешной педагогической деятельности;
– концептуальные основы организации педагогического процесса в высшей школе;
– инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе.
Магистрант должен уметь:
– изучать педагогический процесс с применением научных методов;
– формировать образовательные и воспитательные цели в высшей школе;
– проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий (дел) в высшей школе;
– применять современные технические средства, в том числе информационные технологии в условиях высшей школы;
– управлять познавательной деятельностью студентов;
– оценивать результат педагогической деятельности в высшей школе.
Магистрант должен овладеть следующими ключевыми компетенциями (активным профессиональным опытом):
– разработки и реализация модели традиционного обучения (воспитания) в высшей школе;
– разработки и реализация модели инновационного обучения (воспитания) в высшей школе, включая средства ее диагностики и контроля;
– рефлексии себя и педагогической деятельности в высшей школе.
Объем дисциплины – 80 часов, из них: аудиторных – 56 часов (лекций – 30 часов, практических – 26 часов).
Для заочной формы получения образования 10 часов аудиторных, из них – 6 лекционных часов и 4 часа практических занятий.
Дисциплина по педагогическому блоку завершается защитой проектов традиционной и инновационной моделей организации педагогического процесса в высшей школе, а также сдачей зачета; по психологическому блоку – анализом и интерпретацией результатов психологических исследований в области образования и диагностики компетенций / компетентности и рефератом, а также сдачей зачета.