Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России

Если говорить о функциях и задачах, вытекающих из взаимодействия гражданского общества и государства в развитых странах Запада, то они характеризуются следующими моментами:; интегрирование общества, в основе которого лежит свободное формирование, развитие и разрешение конфликтов интересов многообразных общественных групп; образование среды, в которой формируются активные, самостоятельные и независимые индивиды.
Исходя из опыта западных стран, обществу не следует ожидать от политики гармоничности. Понятие общественного интереса неоднозначно. Важным является также создание нового стандарта лидерства, чтобы утвердить и укрепить центральную роль общественного интереса как более важного, чем личные интересы политиков и управленцев.
Гражданам России следует признать, что конфликты — нормальное, а иногда и полезное явление. Политические конфликты могут быть опасными, но их подавление еще опаснее для будущего общества. При всей важности институциональных структур сохраняется потребность в убежденных публичных политиках-личностях. В советской России развернулся процесс поглощения общества государством. Резко усилился рост политизации и бюрократизации общества.
Государственные структуры оставались единственным органом распределения собственности.
В сегодняшней России экономическая сфера разрывает узы жесткой регламентации со стороны государства. Рынок и частная собственность требуют развития и укрепления гражданского общества и правового государства.
Новый институциональный порядок влечет за собой и легитимацию его структурных элементов. Для усиления гражданского начала, ослабления государственного патернализма сегодня формируется механизм саморегулирования, решаются первостепенные задачи демонополизации экономики, раз государствления, приватизации, т.е. решаются вопросы практического перехода к рыночной экономике.
На этом пути между новыми гражданскими структурами и государственной властью складываются непростые взаимоотношения. Государственный аппарат всегда стремится расширить свои полномочия, оттесняя на политическую периферию гражданские ассоциации. Незавершенная демократизация в России породила некий гибрид, соединивший демократию и авторитаризм. Режимная система, сузив роль парламента и судебной власти, смогла в значительной мере обезопасить себя от неожиданностей электоральной борьбы и оградить себя от контроля гражданских институтов.
Взаимодействие государства с обществом при режимной системе строится по принципу властвования и подвластности. В президентских структурах осознают необходимость создания условий, способствующих более активному формированию гражданских объединений и их вовлечению в сферу управления социальными процессами.
Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина. А в конечном счете, только свободный человек сп особен обеспечить рост экономики, процветание государства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: