Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

5.1. Организация учебного процесса на основе зачетных единиц ведется по ООП и учебным планам, разработанным в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

5.2. Для реализации системы зачетных единиц используется три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):

- базовые учебные планы (БУП) - утвержденные Ученым советом Университета учебные планы, которые являются составной частью ООП по каждому профилю/программе направления подготовки и служат для определения трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения и основой (базой) для формирования ИУП и РУП;

- индивидуальные учебные планы (ИУП) студентов, определяющие их образовательную программу на семестр или учебный год (Приложение 1);

- рабочие учебные планы (РУП) – модульные графики учебного процесса (Приложение 2), служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе, расчета трудоемкости учебной работы преподавателей), сформированные на базе БУП и ИУП.

5.3. При формировании базовых учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса рекомендуется предусматривать максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки, объединение дисциплин (модулей), имеющих разницу в содержании до 25% (приказ Минобразования РФ от 20.05.2004 г. № 2774).

Базовый учебный план на весь период обучения по конкретной ООП разрабатывается факультетом на основе соответствующего ФГОС ВПО и утверждается в установленном порядке (см. Положение о разработке и реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров и Положение о разработке и реализации магистерских программ).

5.4. Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах (1 зачетная единица = 36 академическим часам, письмо Минобразования России от 28.11.2002 №14-52-988ин/13).

5.5. Индивидуальный учебный план студента формируется по установленной в Университете форме (Приложение 1) на учебный год с разбивкой по семестрам лично студентом с помощью академического консультанта (тьютора). Для формирования индивидуальных учебных планов студентам предоставляется возможность выбора, как дисциплин (модулей), так и высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий. Индивидуальные учебные планы студентов утверждается деканом факультета и хранится в деканате. Сотрудники деканата вводят ИУП в автоматизированную информационную систему учебного процесса (АИС «Эврика»). Копии утвержденных ИУП выдаются студентам.

5.6. Рабочий учебный план составляется на основе БУП по ООП и ИУП. Количество студентов и академических групп по каждой дисциплине (модулю) соответствующей основной образовательной программы определяется на основе как индивидуальных планов студентов данной ООП, так и студентов других ООП того же направления подготовки и других направлений подготовки, изучающих данную дисциплину (модуль) в соответствии с индивидуальными учебными планами.

5.7. В РУП наряду с аудиторной и самостоятельной работой предусматривается время для контроля самостоятельной работы студентов (КСР), аудиторного КСР, время, отводимое на контактные часы преподавателя для консультаций студентов по дисциплинам (модулям).

Для каждой дисциплины в РУП указывается:

Ø полная трудоемкость дисциплины - в кредитах

Ø аудиторная трудоемкость - в академических часах, в т.ч. объем лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий, аудиторной работы, проводимой в интерактивной форме

Ø трудоемкость самостоятельной работы студента - в академических часах

Ø аудиторный контроль самостоятельной работы (АКСР) - в академических часах

Ø формы контроля знаний

Ø число академических часов консультаций преподавателя

В РУП также указываются:

Ø виды и сроки прохождения практик

Ø виды и сроки выполнения курсовых работ

Ø сроки выполнения выпускных квалификационных работ и сдачи госэкзаменов (для ООП бакалавриата).

5.8. По степени обязательности набора дисциплин и последовательности их освоения рабочий учебный план должен включать три группы дисциплин (модулей) по всем циклам:

а) группа дисциплин (модулей), изучаемых обязательно и строго в последовательности и по времени, определенным БУП;

б) группа дисциплин (модулей), изучаемых обязательно, но не последовательно;

в) дисциплины (модули), которые студент изучает по своему выбору;

5.9. Дисциплины (модули) группы “б” и “в” создают предпосылки для так называемой “нелинейной” организации учебного процесса.

5.10. В каждую из перечисленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в РУП.

5.11. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин (модулей) «а», «б», «в» устанавливается базовым учебным планом ООП.

5.12. Группа дисциплин (модулей) “а” является базовой для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

5.13. Обязательные дисциплины должны быть освоены всеми студентами, обучающимися по данной ООП и данному направлению. Перечень обязательных дисциплин базового учебного плана определяется:

а ) ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности);

б) решением Ученого совета Университета с учетом рекомендаций Методического совета Университета.

5.14. Дисциплины (модули), изучаемые по выбору студентов, определяются решением Совета факультета. Перечень утвержденных Советом факультета дисциплин (модулей), изучаемых по выбору студентов, и их рабочие программы представляется в Учебно-методическое управление Университета.

Студент вправе самостоятельно выбрать дисциплины (модули) для изучения из блока дисциплин по выбору при условии, что сумма кредитов за освоенные дисциплины (модули) по выбору будет не ниже установленной базовым учебным планом.

5.15. Факультативы являются дополнением к основной образовательной программе и являются не обязательными для изучения.

По желанию студента кредиты за освоенные факультативы учитываются в общей сумме накопленных кредитов, но не идут в зачет требований, установленных в п. 8.5).

5.16. Для каждой дисциплины (модуля) на основании базового учебного плана и рабочей программы указывается перечень предшествующих дисциплин (предшественники), т. е. дисциплин, которые должны быть предварительно изучены, и знание которых необходимо для успешного освоения данной дисциплины (модуля). В отдельных случаях перечень предшествующих дисциплин может отсутствовать.

5.17. Названия дисциплин федерального компонента в базовом учебном плане должны совпадать с официальными названиями, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности).

В случае если в базовых учебных планах по разным направлениям подготовки имеются дисциплины, частично или полностью совпадающие по содержанию, но с различными официальными названиями, указанными в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки и в БУП, эти дисциплины или их разделы могут объединяться в дисциплины (модули) под обобщающими названиями, используемыми в рабочих и индивидуальных учебных планах.

В дипломах и академических справках, выдаваемых Университетом, названия дисциплин (модулей) указываются в точном соответствии с базовым учебным планом.

5.18. Для каждой ООП на кафедрах должно быть предусмотрено полное учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

- рабочие программы по каждой дисциплине (с разбивкой на модули в зачетных единицах);

- материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине;

- материалы для самостоятельной работы студентов;

- материалы для контроля знаний;

- материалы для прохождения практик, др.

6. Порядок формирования индивидуального учебного плана студента

6.1. ФГБОУ «РЭУ им. Г.В.Плеханова» организует учебный процесс с использованием системы зачетных единиц в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ФГОС ВПО и других нормативных документов, обеспечивая каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения учебного плана направления подготовки и получение им по завершению обучения квалификации (степени).

6.2. Студент, поступивший на 1 курс, до начала занятий (до 1 сентября) получает в деканате/у тьютора подготовленный деканатом/тьютором примерный индивидуальный учебный план для первокурсника, куда (после консультации с тьютором) он может внести незначительные коррективы до 10 сентября текущего учебного года.

6.3. Студент второго и последующих курсов составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год (по установленной форме, при необходимости, после консультации с тьютором) в период с 20 июня по 5 июля текущего календарного года.

6.4. Та или иная дисциплина включается в индивидуальный учебный план при условии успешного освоения всех предшествующих ей дисциплин (см. п. 5.16). В обоснованных случаях декан факультета может разрешить включить в индивидуальный учебный план на учебный период дисциплины (модули), предшественники которых были прослушаны в предыдущих учебных периодах, но кредиты по которым не были зачтены (процедура условного допуска к дисциплине). Условный допуск разрешается не более чем к двум дисциплинам (модулям) в семестре.

В индивидуальный учебный план в обязательном порядке включаются 100% дисциплин группы «а». Общий объем изучаемых в учебном году дисциплин должен быть не менее 60 зачетных единиц (с учетом экзаменов), как правило, с равномерным распределением этого объема по семестрам (около 30 з.е. в семестр).

6.5. Согласованный с тьютором индивидуальный учебный план студент подписывает, ставит дату и сдает в деканат соответствующего факультета.

6.6. Изменения в индивидуальный учебный план (в объеме не более 10% от общего числа кредитов) могут быть внесены студентом второго и последующих курсов в срок до 15 сентября текущего учебного года. В этом случае студентом подается письменное заявление с указанием изменений в ИУП, по установленной форме, в деканат соответствующего факультета.

После утверждения ИУП деканом внесение изменения в индивидуальный учебный план в течение учебного года не допускаются.

6.7. По каждой дисциплине (модулю) группы “б” и “в” минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины (модуля) должно составлять не менее 10-12 человек, а для каждого преподавателя максимальное число студентов в учебном потоке (поточной группе) – не более 100 человек.

6.8. В случае если на данную дисциплину (модуль) в срок до 5 июля записалось число студентов, меньшее минимально установленного, дисциплина (модуль) не открывается (не вносится в РУП ООП по направлению под­готовки). Деканат факультета объявляет об этом на информационном стенде и на сайте. Записавшиеся на эту дисциплину (модуль) студенты должны в срок до 15 сентября подать заявления о внесении изменений в свои индиви­дуальные учебные планы.

6.9. В случае если к преподавателю записалось число студентов, больше максимально установленного, по этой дисциплине (модулю) формируется второй (при необходимости – третий и т.д.) учебный поток или учебная группа и факультет по согласованию с кафедрой назначает в них преподавателя. Сту­денты распределяются по потокам (учебным группам) согласно порядку очередности записи.

6.10. С учетом того, что в рабочих учебных планах существует группа дисциплин (модулей), изучаемых в порядке, определяемом студентом (группа “б” и “в”), потоки студентов (учебные группы) при их изучении могут формироваться из студентов разных курсов обучения.

6.11. По результатам анализа индивидуальных планов составля­ются рабочиеучебные планы и расписания занятий на следующий учебный год.

6.12. Если студент в установленный срок не сдал свой индивидуаль­ный учебный план, то за основу его обучения принимается базовый учебный план по ООП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: