Изучение теорий массовых коммуникаций

Этот курс рассчитан на глубокое понимание студентами процессов массовых коммуникаций Поэтому он опирается не только на лекционное усвоения материала и использование учебников, а прежде всего на самостоятельное оп працювання первоисточников Уровень образования - бакалаврских, магистерских или докторскую - напрямую зависит от количества усвоенных исследовательских текстов Все тексты, которые преподаватель подает в своей программ и имеют продискутовуватися в аудитории Поскольку украинский язык переведены недостаточное количество источников, преподаватель может формировать специальный список имеющихся в университете \"материалов для чтения\" которые являются обязательными для изучения в рамках курса Поэтому в этом разделе предлагаем перечень из ЗО публикаций для обработки Источники подобраны по следующим принципам: важность затронутой проблематики; не в елико объем; системный характер всего спискасписку.

\"Теории и исследования в массовой коммуникации\" Дж Брайанта и Д Мирон представляют собой контент-анализ выборки статей из нескольких влиятельных научных журналов с 1956-го по 2000 p, а также первых лет XX XI в К трем уже упомянутых изданий за 2001 - 2004 гг добавлено Communication Research, Mass Communication парадигм массовых коммуникаций, динамику их развития, происхождения и способы применения Все они представлены в отдельных диаграммах частоты их цитированиятування.

\"Структура и функции коммуникации в обществе\" Г Лассвелла является классическим трудом, где он сформулировал пять вопросов, которые необходимо задать, когда исследуем коммуникативный акт: кто сказал? по какому каналу? ься на теорию функционализма, касается медиаторськои роли медиа, манипуляций, выделяет следующие функции медиа, как наблюдение, взаимосвязь и передача социальной наследиени.

\"Мир вокруг и представление в нашей голове\" - это глава из книги В Липмана \"Общественное мнение\", которая считается одной из самых влиятельных работ в истории исследований массовой коммуникации Автор, который сам был жур рналистом, подчеркивает, что наше представление о реальном мире является лишь отражением объективной реальности, а потому оно может быть искажено Это своеобразное псевдо-окружение, которое только сосуществует с реальным Люди узнают о мире из книг и медийной продукции и формируют эти искусственные представления \"в голове\", упрощая реальность для облегчения ее восприятия и пониманияіння.

М Райт в статье \"Функциональный анализ и массовая коммуникация\" раскрывает особенности этой теории, включая теоретическими и методологическими вопросами, рассмотрением явлений, которые могут исследоваться с помо ощью функционального анализа, и правилами организации конкретных исследований в этих рамках В заключении утверждается, что многие функции масовокомуникацийнои деятельности могут трактоваться как социальные м еханизмы для минимизации или противодействия последствиям деятельности, вредной для функционирования системы, т.е. медиа поддерживают нормальное функционирование обществва.

\"Исследование использования и удовлетворения\" Есть Каца, Дж Блумлера и М Гуревича дает представление о том, чем является научные исследования в рамках заявленной теории Авторы останавливаются на исторических аспектах с самого начала ков эмпирических медийных исследований (1942) Затем переходят к главным предположений теории, методологических оснований, типологических характеристик удовольствий и потребностей аудитории, исследовательской политики и мед ийнои политики и т.д. Теория использования и удовлетворения рассматривает аудиторию как активного участника формирования медийных сообщений, источник требование для производителейбників.

Есть Кац в статье \"Двухступенчатый движение коммуникации: новое представление гипотезы\" анализирует три исследования, которые позволяют глубже понять эту теорию, вместе со столкновением различных видов воздействий, роли е едий, отношений лидеров общественного мнения с медиа и собственными социальными группами, различными методологическими вопросами т.д. Пассивная часть группы не имеет такого уровня заинтересованности в продвижении какой-то идеи, как те, что влияют Однако следует учитывать другие факторы, в частности мощное влияние на самих лидеров общественного мнения не только со стороны медиа, но и собственное окружениення.

\"Функция масс-медиа по формированию повестки дня\" М Мак-Комбса и Д Шоу - это исследование, проведенное в ходе выборов президента США в 1968 в городке Чапел Хилл Авторы отмечают, что во время выборов на журналистов и редакторов лежит задача отобрать и представить в новостях важное из того, что произносят кандидаты Ведь основном участники гонки пытаются общаться с избирателями через их посредничество Изучалась эффективность повестки дня, предложенного избирателям медиа, представлены дискуссии и выводы относительно дальнейших исіджень.

В работе \"Культурная индустрия: просвиченисть как массовая заблуждение\" классики Франкфуртской школы М Хоркхаймер и Т Адорно проводят параллель между манипулированием массами осуществляется авторитарными режимами т и в экономически развитых западных странах Они говорят о монополии массовой культуры и абсолютную власть капитализма, вспоминая в этом контексте шутка Гитлера: \"Никто не должен быть жаждущим и голодным, а кто является таковым - того в концентрационный лагерь! \"Триумф рекламы - это когда потребители чувствуют вынужденными покупать товары, даже глядя мимо ниядя мимо ниних.

Труд Ю Хабермаса \"Публичная сфера\" взята из сборника \"медии и культурные студии\" Хабермас рассматривает это понятие в историческом развитии Возникновение публичной сферы в новом времени чревато можливис во для всех граждан участвовать в социальной жизни государства и влиять на формирование общественного мнения Поскольку она опирается на институт приватности, то возникает именно как буржуазная частная сфер а Автор отдельно рассматривает либеральную модель публичной сферы и ее функционирование в условиях массовой демократии, описывает развитие медиа во взаимосвязях с публичным сфероферою.

\"Идеология прайм-тайма: процесс гегемонии в телевизионных развлечениях\" - статья Т Гитлина, которая Иллюстрирует теорию медийной гегемонии, исходящим из неомарксистской традиций Франкфуртской школы Автор опыт джуе дискурс доминантных сообщений из самых рейтинговых телевизионных программ, включая форматами, жанрами, окружением и характерными типами, тематике, предложениями по решению проблем Т Хит лин проявляет доминантные ценности буржуазной идеологии и характеризует их как \"погоню за счастьем\" Идеологическая составляющая телевизионных развлечений усиливается, общественный интерес игнорируетсяється.

\"Пропагандистская модель\" является разделом из книги левых интеллектуалов Е Германа и Н Чомски \"Производственная согласие\" Авторы утверждают, что в условиях свободного рынка пресса служит интересам их владельцев, а не широкой аудитории, а потому осуществляет пропагандистскую функцию Существует пять фильтров, через которые проходит информация перед тем, как попасть в аудитории в виде новостей Результат, который мы получаем является следствием профессиональной журналистской деятельности, а согласия между элитами Герман и Чомски указывают на необходимость активности широкой публики во взаимодействии с медиаедіями.

\"Свободный рынок идей\" - переведен украинских фрагмент книги \"Четыре теории прессы\" В Шрама, Ф Сиберт и Т Петерсона, посвященный теории свободной прессы, которая основывается на принципах либерализма (Локк к, Милтон, Милль) Она в некоторой степени воплощением идеалистических взглядов на роль медиа в обществе, поскольку ее реализация в чистом виде невозможна С другой стороны, эта теория легла в основу западно го понимания, какой должна быть пресса, в частности включая свободным обращением идей, обменом мнениями и взглядами, свободой от правительства и свободой критики правительствоуряду.

Труд А Синггала и П Стапитанонда \"Роль коммуникации в развитии: уроки, вынесенные из критики доминантной, альтернативной парадигм и парадигмы зависимости\" раскрывает содержание трех упомянутых доктрин, разработанных ленных для решения проблем развития стран \"третьего мира\" Авторы частности отмечают, что эта проблема комплексная, такая, что касается всех измерений жизни страны и ее исторического наследия, массовые ком уникации должны реализовываться на всех уровнях; не существует универсальной модели развития, приемлемой для всех обществ; следует учитывать явление глобализацииції.

\"Элементы диффузии\" - это первая часть книги Е Роджерса \"Диффузия инноваций\" Даже если идея очевидно полезной, процесс ее усвоения достаточно сложный Попытки ускорения этого процесса (привлечения внима аги, интерес, оценка, испытания, принятия) выдаются проблематичными Автор приводит примеры просветительской кампании по вопросу необходимости кипячения воды в Перу Главными элементами процесса диффузии выступают инновации, информация о которых попадает в широкой аудитории через каналы коммуникации течение какого-то времени через членов определенной социальной системстеми.

\"Культурные индикаторы: случай насилия в телевизионной драме\" Дж Гербнера является представлением его одноименного проекта Он пишет, что культурная информация нашего времени связана с вторжением Индустриал льно-технологической революции в отрасль производства сообщений Таким образом создается новое символическое окружение, которое влияет на широкую аудиторию в смысле формирования нового образа реальности и которое поэтому п отрибно изучать Насилие в телевизионной драме представлено в исследовании по многим параметрам Раскрывается значение культурных индикаторов для понимания медийных воздействииливів.

Статья \"Социально-когнитивная теория массовой коммуникации\" А Бандуры является не исследованием, а \"эссе\" изложением основного содержания его теории, которая рассматривает интерактивную модель взаимной обусловленности чин нникив внешней среды, личностных характеристик человека и его поведения соответствии автор отдельно раскрывает понятие способностей человека к символизации, саморегуляции, саморефлексии, замещения, т акож механизмы обучения через наблюдение, абстрактное моделирование, мотивацию и т.д. После этого А Бандура переходит к тем теориям, которые основываются на принципах социально-когнитивной парадигмигми.

\"Экранное насилие: влияние масс-медиа\" является фрагментом книги \"Основы медийных воздействий\" (Д Брайант, С Томпсон), в котором говорится о влиянии медийного насилия, его исследования и попытки решить эти проблемы в США В разделе представлена??история, теоретические основания и методологию изучения медийного насилия Различаются три уровня возможного воздействия медийного насилия: поведенческий, аффективный (эмоциональный) и когнитивный Последствия этих медийных воздействий реализуются через процессы имитации, катарсиса, возбуждение, дизингибиции (расторможенность), десенсибилизацизації.

Разведка и Полянского \"Проблемы интернет-цивилизации или размышления о насилии и порнографии в сети\" посвящена преимущественно негативным аспектам функционирования глобального паутины Автор указывает на в важность применения морально-этических характеристик для этого исследования, подчеркивает неизбежность подобных последствий функционирования интернет-цивилизации По его мнению, здесь мы сталкиваемся с тремя вы дамы насилия: над Телом, над Духом и над Словом Для летописца недалекого будущего наше время будет \"веком, когда человечество узнала скукуьгу".

В обзорной статье \"Журналистика в глобальную эпоху: между нормами и практикой\" Дж Бит сосредотачивается на тех коллизиях, которые возникают в последнее время между базовыми принципами журналистики и профессиональной действие яльнисть После 9/11 можно говорить о конце демократических иллюзий в западных медиа Так же высказываются разочарование демократической функции прессы в других уголках мира Размываются норматив ни теории Недостаточно осмысленный влияние новых технологий Звучат надежду на готовность к работе в таких условиях, когда мир глобализируется и сегментируется водночадночас.

Название интервью \"Сообщение является медиюмом\" с одним из самых популярных теоретиков массовой коммуникации эпоху глобализации (информационной эпохи) М Кастелзом указывает на родство с \"перевернутой\" идеей М М Мак-Люэн о том, что медиюм является сообщением Кастелз, бывший марксист, как он себя называет, является продолжателем идеи \"глобальной деревни\", отмечая его постепенную сетевую сегментацию Сообщение я также обусловливает и организует процесс коммуникации, - пишет исследователь Также рассуждает по поводу глобальных коммуникаций сетевых обществ и способов их исджень.

Один из самых популярных теоретиков глобального мира в Бек представлен интервью под названием \"космополитизации - теперь!\" пытается его избегать адекватной, на его взгляд, являются термины \"космополитанизм\" и \"космополитизации\" Определение \"Глобализация\" более приемлемо для идеологических дискуссий В Бек также отрицает визн ачення \"постмодернисты\"; поскольку теперь мы, наоборот, наблюдаем проявления большей модерности, он сосредоточивается на методологических проблемах исследований этих Объявленияцих явищ.

\"Эффект третьего лица\" Р Жемчужная раскрывает содержание одной из самых популярных в нашем веке теории массовых коммуникаций Автор дает ответа на вопрос, каким образом люди обычно оценивают медийные влияния н на себя и других людей, приводит примеры соответствующих медийных исследований, указывает на социальный вес этой теории В эпоху фрагментации особенно важно уменьшать склонность людей к психологическому отказе жевания себя от других, давая им возможность ознакомиться с другими восприятиями третьего лица Это важно для осознания, что их сограждане не очень удаленные от ни них.

Статья М Згуровского \"Путь к информационному обществу - от Женевы до Туниса\" посвящена качественному росту значение информации для развития массовых коммуникаций и общественного прогресса последних деся ятилить и ближайшего будущего Автор принимает известные определения, как коммуникационное общество, информационное общество, общество, построенное на знаниях Отмечается отсутствие последовательной государственной политики, непонимание официальными очевидных цивилизационных закономерностей, важность построения в Украине развитого информационного средища.

\"Телекратия вместо демократии\" - сокращенное изложение выступления Г-П Нидермайер в Киеве 2004 г Автор касается проблем воздействий телевидения, имеет наибольший уровень доверия из всех СМК и которое формирует достаточно ь искаженное представление о действительности Автор пишет, что журналистские критерии выбора \"актуальность\" и \"компактность\" приводят к столь упрощенного представления о политике, у многих возникает запроса ния: почему довольно простая проблема до сих пор не решена? тами.

\"Оранжевая революция\" Т Эша и Т Снайдера относится к тем лучших публикаций, которые открывали Украину миру во время и после Оранжевой революции Т Эш был на Майдане, выступал перед студентами На ационального университета \"Киево-Могилянская академия\", как хороший исследователь и журналист пытался понять, что же, собственно, происходит Наряду с глубоким освещением темы авторы представляют в своей статье настоящее исследование об Украине вообще Мы можем с ними не соглашаться по поводу тех или иных фактических данных, но они сумели адекватно передать атмосферу и содержание события подій.

С докладом \"Первым почувствовать важное Что отличает интеллектуала\" Ю Хабермас выступил в марте 2006 г на вручении ему премии им Б Крайского Важными в этом докладе является ударения европоцентризма, отстоя вания глобальной политики ценностей, о которой в основном забывают в осуществлении политики интересов Особую роль в такого рода коррекции должны сыграть интеллектуалы, которые понимают, что на самом деле хо ется в современном мире Автор предлагает диалог и взаимопонимание - вместо политики силы и гегемонии, также стабилизацию объединенной Европы в Глобальном контекстонтексті.

Две главные модели современной журналистики и журналистского образования рассматриваются в статье Г Шаха \"Журналистика в сутки масс-медийной глобализации\" Это наз доминантная и альтернативная модели, принадлежащие, соответственно, теории свободной прессы и теории социальной ответственности Таким же образом классифицируются типы журналистского образования Критика рыночных отношений в медиа во многом созвучна выступление ами таких левых интеллектуалов, как Н Чомски Рассуждения относительно дальнейших перспектив развития современной журналистики подаются в глобализационном контекстонтексті.

Экспертная разработка Р Перла \"Терроризм, медиа и правительство: перспективы, тенденции и варианты выбора для тех, кто принимает политические решения\" была написана в 1997 г, однако ее основные положения сохраняют свою ю актуальность и после 9/11 Автор рассматривает взаимодействие этих трех участников массовых коммуникаций: что террористы хотят от медиа; что правительственные лидеры хотят от СМИ; что хотят сами медиа, когда имеют место т ерористични акты Р Перл, в частности, формулирует советы представителям органов государственной власти и журналистам, как исключить фигуры террористов и пропаганду терроризма массовых коммуникацийкацій.

Дж Беркер в статье \"Русские уроки: неототалитарных медийная система\" ищет ответы на два взаимосвязанных вопроса: в каком состоянии находится свобода прессы в России с тех пор, как более 15 лет назад М Г Горбачев начал политику \"гласности\", о чем свидетельствуют российские медийные трансформации относительно нашего понимания политических медийных систем? раеться на известную работу \"Четыре теории прессы\" Современный русский медийная система типологизуеться как продукт авторитарного режима, когда государство остается самой большой угрозой для свободы словова.

В исследовании \"ли необратимы оранжевые изменения в украинской медиа?\", Организованном Центром медиареформ, приняли участие Школа политической аналитики (ШПА) при НаУКМА, Киевский международный и институт социологии (КМИС) и Интернет-издание \"Телекритика\" Здесь рассматриваются вопросы журналистской революции, ход и перечень необходимых Украина медиареформ, условия обеспечения необратимости \"ум аранчевих перемен \"в украинской медиа В пяти приложениях помещены рабочие исследовательские материалы и таблицы Авторы аналитического отчета - Р Павленко и и Клименкоменко.

Контрольные вопросы

1 Сильный и слабые медийные влияния в истории изучения массовых коммуникаций

2 Отличительные черты теории Д Мак-Квейли

3 Какими условиям должна отвечать любая теория?

4 Назовите теории массовой коммуникации, которые вы знаете

5 Какие синонимы имеет теория медийной грамотности?

6 Назовите известные вам школы изучения массовых коммуникаций

7 Охарактеризуйте теории А Бандуры

8 Раскройте понятие публичной сферы

9 Найдите в рекламных иллюстрированных объявлениях какого-нибудь журнала примеры визуальных метафор и метонимий (а также сравнение и синекдохи)

Тема для дискуссии: Какие визуальные образы вы использовали бы на экране, чтобы передать понятие ужаса, удовольствие, любви, ненависти, а также чтобы показать определяющие черты американцев, итальянцев, немцев, украинский, французе ей

Литература

Брайант Д, Томпсон С Экранное насилие: влияние масс-медиа / / Медиа критика

Згуровский М Путь к информационному обществу - от Женевы до Туниса / / Зеркало недели - 3-9 сентября, 2005

Луман Н Реальность массмедиа - М, 2005

Нидермайер П Телекратия вместо демократии / / Универсум -

Полянский И Проблемы интернет-цивилизации или размышления о насилии и

порнографию в сети / /

Хабермас Ю Первым услышим важное Что отличает интеллектуала / /

Неприкосновенный запас / /

Шрам В, Сиберт Ф, Петерсон Т Свободный рынок идей / / 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: