Общественно-экономическая формация
(макроформация)
| Способ
производства
| Тип государства
|
первичная
(архаическая)
| первобытнообщинный
|
|
вторичная
(экономическая)
| азиатский
| древневосточная деспотия
|
античный
| античное
(рабовладельческое)
|
феодальный
| феодальное
|
буржуазный
| буржуазное
|
третичная
(коммунистическая)
| социалистический
| социалистическое
|
коммунистический
|
|
Цивилизационный подход – типология государств, основанная на понятии цивилизации, при которой классификация государств осуществляется с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
Норма – естественное состояние природного или технического объекта либо знания о таком состоянии (естественные нормы), сформулированное на основе знания о естественном состоянии того или иного объекта правило поведения (технические и технико-социальные нормы), правила поведения в обществе индивидов, социальных групп, их представителей (социальные нормы).
Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нормы -
обычаи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нормы нравственности
|
| Политические
нормы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Нормы морали
|
| Правовые
нормы
|
| Религиозные нормы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эстетические нормы
|
| Нормы этикета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Корпоративные нормы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
Нормы морали – правила поведения, создаваемые обществом в целом либо отдельной социальной группой или коллективом, касающиеся разнообразного общественно значимого поведения индивида, а также различных вопросов его индивидуальной жизнедеятельности, существующие в общественном сознании, не имеющие текстуального выражения и обеспечиваемые силой общественного мнения.
Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – правила поведения, создаваемые общественными организациями, регулирующие вопросы их жизнедеятельности, содержащиеся в уставах, положениях, учредительных договорах и иных решениях общественных организаций, имеющих нормативный характер, и обеспечиваемые самими общественными организациями.
Обычаи - правила поведения, складывающиеся в определенной общественной среде, передающиеся из поколения в поколение, выступающие естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становящиеся привычными для них, что и является способом обеспечения их действия.
Религиозные нормы – правила поведения, создаваемые основателями религиозных учений в результате божественного откровения либо церковными организациями в процессе своей деятельности, содержащиеся в священных книгах, а также в форме обычаев, ритуалов, направленные на регулирование отношений между верующими, верующими и религиозной организацией, а также между верующими и Богом.
Правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее значимые общественные отношения, создаваемые государством в лице специально уполномоченных органов либо обществом непосредственно, содержащиеся в официальных источниках и обеспечиваемые возможностью государственного принуждения.
| Критерии сопоставления социальных норм
|
|
|
|
|
|
|
| Сфера регулирования
|
|
|
|
|
|
|
| Способ формирования
|
|
|
|
|
|
|
| Форма выражения
|
|
|
|
|
|
|
| Способ обеспечения
|
|
| | | | | | |
Признаки права – основные черты, свойственные праву и позволяющие определить его сущность.
|
| Обеспе-
ченность государственным принуждением
|
| Формальная определенность
|
|
|
|
|
|
|
|
Систем-ность
|
|
|
|
|
|
|
| Норма-тивность
|
|
| Признаки права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Волевой характер
|
| Общеобяза-тельность
|
|
|
|
|
|
|
|
Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие функционирование права.
Общеправовые
|
|
|
| Межотраслевые
|
|
| Принципы права
|
|
|
Отраслевые
|
|
| Принципы правовых институтов
|
|
|
|
Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
|
| Признаки функций права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление основных задач
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представляют собой направления активного воздействия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| отличаются постоянством, длительностью действия
|
|
|
| подвержены эволюции
|
|
| Виды функций права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| собственно-юридические
|
| общесоциальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
охранительная
|
| регулятивная
|
| экономическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| статическая
|
|
| динамическая
|
| политическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| воспитательная и др.
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Норма права – правило поведения, регулирующее общественно-значимые отношения, исходящее от субъектов правотворчества, общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное, обладающее качеством микросистемности, обеспеченное возможностью государственного принуждения, имеющее предоставительно-обязывающий характер, выражающее государственную волю.
|
| Признаки нормы права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| является разновидностью социальных норм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| является государственно-властным велением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| принимается субъектами правотворчества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обеспечивается государственным принуждением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обладает формальной определенностью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| имеет выраженную структуру
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| носит общеобязательный характер
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| регулирует общественно-значимые отношения
|
| Гипотеза
|
| Диспозиция
|
| Санкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Идеальная структура
(логическая норма)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Реальная структура
(норма предписание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Охранительная
норма
|
| Регулятивная
норма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гипотеза
(Диспозиция)
|
| Гипотеза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Санкция
|
| Диспозиция
|
|
| | | | | | | | | | |
|
| Способы изложения нормы права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ссылочный
|
| прямой
|
| бланкетный
|
| | | | | | | | | | |
Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать правовая норма.
| Виды гипотез
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| абстрактные – использована обобщающая формулировка
| |
по форме
выражения
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
| казуистические – перечислены обстоятельства действия нормы
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| простые – содержат одно условие действия нормы
| |
|
по строению
|
|
|
|
|
|
| |
|
| сложные – содержат два и более условий действия нормы
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| альтернативные– содержат несколько условий действия нормы, одного из которых достаточно для ее действия
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| положительные – указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы
| |
по наличию или отсутствию юридических фактов
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
| отрицательные – указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы
| |
| |