№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
| Современный русский литературный процесс: структура, векторы развития.
|
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| Политическая, общественная и литературная ситуация рубежа ХХ-ХХI веков. Понятие современного литературного процесса.
| Политическая, историческая, литературная характеристика последнего десятилетия ХХ века и первого десятилетия XXI века. Этапные романы конца ХХ — начала XXI века: В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), В. Пелевин «Поколение П» (1999), Т. Толстая «Кысь» (2000). Определение понятий «современный литературный процесс», «актуальная литература», «литература мейнстрима». Основные тенденции развития современного литпроцесса.
|
01.02.14
| Формирование трехуровневой системы современной литературы: элитарная, массовая и беллетристическая литература.
| Переход современной русской литературы от идеологической к качественно дифференциальной структуре: массовая, беллетристическая и элитарная литературы. Особенности каждого уровня, жанры, имена, тенденции развития.
|
1.3
| Отечественная литературная премия как регулятор СЛРП в отсутствии цензуры.
| Отмена цензуры в 1991 году, влияние свободы слова на современную литературу. Знакомство с основными отечественными литературными премиями, которые в отсутствии цензуры становятся регулятором СРЛП. Премии: «Русский Букер», «Большая книга», «Имени И. П. Белкина», «Имени Ю. Казакова», «Национальный бестселлер» и др.
|
| Жанровая палитра СРЛП.
|
|
Содержание лекционного курса
|
2,1
| Мемуарная и псевдомемуарная литература в контексте современной беллетристики.
| Особенности мемуарной, автобиографической прозы как жанра. Образ автора, личностный взгляд на историю. Художественное произведение как источник истории развития общества и психологического развития души человека. А. Чудаков, Н. Коржавин, А. Терехов, А. Найман, Ст. Рассадин и др. Проблема подлинности (документальности) и фикциональности.
|
2,2
| Интерпретация событий национальной истории в исторической и псевдоисторической прозе русской современной литературы.
| Развитие современного исторического романа как продолжение традиций исторической прозы 60-80-х годов ХХ века. Новые имена и тенденции: А. Иванов, Ф. Гримберг, И. Ефимов. Постмодернистская псевдоисторическая проза: стратегии жанрового развития. Романы В. Шарова, В. Пьецуха, В. Аксенова, В. Пелевина, М. Шишкина, П. Крусанова.
|
2,3
| Жанр рассказа в современном литпроцессе: особенности развития и основные тематические группы.
| Литературная премия имени Ю. Казакова как показатель художественной значимости современного рассказа. Жанровые признаки и тематические группы. Темы: семьи и родины; истории; войны; мистики и фантастики в современном рассказе.
|
2,4
| Современный «дамский» роман: традиции, преемственность и новаторство.
| Развитие «дамского» романа как жанра и женской прозы как направления в СРЛП: история и новаторство. Поэтика: тема семьи как центральная проблема, диалог и интертекст, мотивы и архетипы. Основные имена: Л. Улицкая, В. Токарева, Д. Рубина, Ю. Лавряшина и др.
|
2,5
| Современный русский детектив: особенности развития жанра.
| Развитие детектива как жанра: история и современность. Тематические и типологические виды детективов. Проект «Б. Акунин»: механизмы коммерческого успеха и интересного чтения. А. Маринина, Д. Донцова, А. Бушков и др.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2,1
| Современная женская проза: традиции, преемственность и новаторство.
| 1. Мир человеческих отношений (семья) как игра страстей и проекция космической дисгармонии в женской прозе.
2. Бытийный подтекст быта: архетипы, вечные конфликты и коллизии, присутствие чудесного, восприятие действительности как живого абсурда, размытость грани между реальностью и ирреальным.
3. Проза Л. Улицкой: от неонатурализма к неосентиментализму.
|
2,2
| Современный исторический и постмодернистский псевдоисторический роман: особенности жанровой динамики.
| 1. Специфика художественного переживания национальной истории в современной исторической и псевдоисторической прозе.
2. Жанровые принципы псевдоисторической прозы.
3. Различные исторические модели в исторической и псевдоисторической прозе.
4. Национальные традиции как первопричина неразрешимости коллизий, игра демонических сил, уничтожающих саму историю.
|
2,3
| Жанр рассказа в современном литпроцессе.
| 1. Тематические разновидности современного рассказа.
2. Рассказы писателей разных поколений. В. Распутин «Женский разговор» (1995), З. Прилепин «Грех» (2008), О. Славникова «Сестры Черепановы» (2009).
|
2,5
| Филологический метатекстовый роман как пример интертекстовой поэтики.
| Понятие метатекста: узкое и широкое понимание термина, различные концепции и точки зрения. Роман Ю. Буйды «Ермо» (1995), роман М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» (1991).
|
2,6
| Авторские жанры в СРЛП.
| Изменение жанровых дефиниций в современной литературе. Усиление тенденции авторских жанровых номинаций. Концепция Т. Н. Марковой, профессора Челябинского ун-та. Различные примеры авторских жанров: роман-комментарий, роман-эссе и др.
|
| Литературные стили и направления СРЛП.
|
|
Содержание лекционного курса
|
3,1
| Судьбы реализма в современном литпроцессе.
| Развитие реалистических тенденций в современной литературе. Последние годы В. Астафьева, позднее творчество В. Распутина, рассказы Б. Екимова. Реалистическая поэзия А. А. Тарковского, Д. Самойлова.
|
3,2
| Судьбы постмодернизма в современном литпроцессе.
| Постмодернизм: прошлое или будущее. Современные постмодернисты в прозе, поэзии и драме. Всплеск постмодернизма в 1990-е годы, культовые имена 1990-х: В. Пелевин, Ю. Буйда, И. Бродский, В. Сорокин, Т. Толстая и др.
|
3,3
| «Новая драма»: новый реализм или постмодернизм
| Понятие «новой драмы», хронологические границы, перформанс, основные художественные миры и имена: И. Вырыпаев, бр. Пресняковы, бр. Дурненковы, К. Драгунская и др.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3,1
| Нереалистическая поэзия в СРЛП.
| 1. Метафизический образ мира в новейшей поэзии (И. Бродский, Г. Айги).
2. Духовно-религиозный поиск (О. Седакова, Е. Шварц).
3. Метаметафоризм, концептуализм, минимализм, визуальная поэзия: игровые стратегии в современной поэзии.
|
3,2
| Реализм: кризис направления или новая жизнь.
| 1. Реалистическая традиция в современном литпроцессе: кризис и переосмысление.
2. В. Распутин: утверждение безусловных основ существования народа и личности (память-природа-совесть), попытка защитить национальный образ миропонимания. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана».
3. Прочтение и анализ: Б. Екимов: «Говори, мама, говори...», В. Маканин: «Асан», О. Павлов «Казенная сказка».
|
3,3
| Постмодернизм: новый язык или кризис культуры.
| 1. Постмодернизм: образ мира и человека как игра представлений. Принципы постмодернизма и вопрос специфики их претворения на российской почве.
2. Литература как текст и как претворение духовной экзистенции. Имитация стилей, игра с дискурсами, игра сознания как существование вопреки действительности.
3. В. Сорокин «День опричника», В. Пелевин «Поколение П», Т. Толстая «Кысь».
|
3,4
| Драматургия в контексте СРЛП: от 1960-х к 1990-м.
| Прочтение и анализ пьес А. Вампилова, Г. Горина, В. Славкина, Л. Петрушевской, Н. Коляды.
|
| Региональный аспект современного русского литературного процесса.
|
|
Содержание лекционного курса
|
4,1
| Провинция и провинциальный текст в современном русском литературном процессе.
| Понятие провинциального текста в современной русской литературе. Противостояние центра и провинции. Пермский текст, екатеринбургский текст, кемеровский текст как литературные категории.
|
4,2
| Литературный Кузбасс: особенности регионального литпроцесса.
| История создания писательской организации Кузбасса и журнала «Огни Кузбасса». Структура журнала, анализ значимых явлений в прозе, поэзии. Разные десятилетия и поколения писателей Кузбасса. Традиционалисты и новаторы, основные имена в поэзии и прозе. Литературные премии Кузбасса.
|
4,3
| Жанровое своеобразие Кузбасса литературного.
| Особенности жанрового развития кузбасской литературы. Жанр лирического стихотворения в поэзии поэтов 1960-х годов (В. Федоров, И. Киселев, В. Баянов). Жанр лирической пейзажной зарисовки в поэзии 1970-х годов (С. Донбай, А. Катков, Б. Бурмистров и др.). Жанр поэмы и ее судьба. Рассказы и повести В. Мазаева. Роман-эпопея С. Павлова.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4,1
| Творчество В. Мазаева в контексте литературы Кузбасса.
| В. Мазаев как «классик» кузбасской литературы. Основные этапы творчества. Сборники прозаических произведений. Особенности сюжета, мотивная структура, публицистичность и экологичность прозы. «Праздник возвращения». «Задачка с двумя неизвестными». «Селевой поток». Рассказы.
|
4,2
| «Женский почерк» кузбасской литературы.
| З. А. Чигарева и ее проза в 1960-70-е годы. Проза и публицистика Л. Скорик, Е. Дубро. Романы Ю. Лавряшиной 1990-х и 2000-х годов как развитие жанра мелодрамы.
|
4,3
| Жанр романа в кузбасской литературе.
| А. Волошин «Земля Кузнецкая» (1949) как пример соцреалистического романа. В. Чивилихин «Память» (1968-83) как историко-документальный роман-эссе. Роман В. Переводчикова «Колдунья Азея» (2009) как пример условно-метафорической прозы. С. М. Павлов «Кузбасская сага» (2007) и историко-авантюрная проза.
|
4,4
| Поэтические художественные миры разных поколений.
| 1970-80-е: С. Донбай, Л. Никонова, А. Ибрагимов, Н. Колмагоров, Б. Бурмистров, Г. Юров, В. Креков, А. Катков, В. Козлов и др.
1990-е: А. Правда.
2000-е: Д. Мурзин, М. Брюзгина.
|