Обращение к дискурсному анализу при исследовании средств массовой коммуникации началось сравнительно кдавно; поэтому необходимо краткое введение для обсуждения предпосылок и развития этого нового подхода (подробнее об этом см.: van Dijk, 1985 с). В то же время такой беглый исторический очерк может показать междисциплинарные основания и теоретическую и методологическую разнородность области дискурсного анализа.
Хотя историю этого направления исследований ди-скУрса, находящегося на стыке разных наук (ср. нем. ч Textwissenschaft"^ можно проследить до античных трак-Татов по риторике и поэтике более чем 2000-летней давно-
сти, его современное развитие началось в середине 1960-х гг. Как и структурная, и порождающая грамматики в лингвистике, современный дискурсный анализ, находящийся под методологическим влиянием этих грамматик, основан на исследованиях в области антропологии и этнографии и связях этих дисциплин с поэтикой и семиотикой. В период развития русского формализма (в годы до и после Октябрьской революции) антропологи, лингвисты и литературоведы представили первый опыт простейшего структурного анализа различных типов текста (Erlich, 1965). И до сих пор, думается, наиболее важным исследованием такого плана, подключающим к анализу многие другие дисциплины, явилось исследование морфологии русской сказки, предложенное Владимиром Проппом 60 лет назад (Ргорр, 1928, 1958).