Третьим направлением, важным для становления дискурсного анализа, явились работы по философии, в том числе работы 1960-х гг. по анализу речевых актов (таких, как обещания или угрозы) Остина (Austin, 1962), Сёрля (Searle, 1969) и Грайса (Grice, 1967/1975). Они обеспечили базисную концептуальную структуру для рассмот
Мб
для употребления языка с точки зрения прагматики, что позволило установить необходимую связь между языковыми высказываниями как лингвистическими объектами, с одной стороны, и социальными действиями, с другой (Sadock, 1974; Parret, Sbisa and Verschueren, 1981; L e e с h, 1983; L e v i n s о n, 1983). Первоначально большая 'часть этих исследований ограничилась рамками высказываний, состоящих из одного изолированного предложения. Однако оказалось, что ранее не исследовавшиеся прагматические связи между лингвистическими структурами и социальными действиями важны и при анализе текста как последовательности речевых актов, и при анализе отношений между текстом и контекстом (van Dijk, 1981).
Четвертым источником влияния на дискурсный анализ была зарождающаяся в середине 1960-х гг. социолингвистика (Fishman, 1968). Социолингвистика предложила заменить достаточно абстрактное, внеконтекстное изучение языковых систем методами структурной или порождающей грамматик эмпирическим исследованием реального использования языка в определенном социальном контексте (Giglioli, 1972; Dittmar, 1976). Основное внимание социолингвистики было сосредоточено на том влиянии, которое оказывают социальные факторы (принадлежность к определенному классу, роду, этническому типу и под.) на лингвистическую вариативность; социолингвистика отвергает устоявшееся представление об однородности языковой общности, владеющей одним и тем же языком. Под влиянием таких работ, как работы Эрвин-Трипп (Ervin-Tripp, 1969) и Лабова (Labov, 72а; Labov, 1972b), изучение реального функционирования языка, естественно, привело к анализу стилистической вариантности и различных типов дискурса, таких, как речевое общение „родителя и ребенка", рассказы ' повседневной речи, словесные дуэли между юношами-сграми. Как и другие вышеупомянутые дисциплины, со-ременная социолингвистика в значительной степени сли-с анализом социальных типов дискурса (S t u b b s,
|
|