Обработка новостей как типа дискурса

Как мы подчеркивали, анализ дискурса не следует ограничивать структурами текстов или диалогов. Когда дискурсы получают определение как единицы вербально­го общения или как коммуникативные явления, к их ре­альной обработке или использованию в социальных или коммуникативных аспектах следует обращаться с пози­ций целостного, интегрированного подхода. В этом раз­деле обсуждаются некоторые аспекты связей, существую­щих между текстом и контекстом.

Здесь не стоит подробно рассматривать исторические, политические, макросоциологические характеристики тек­стов новостей, так же как и их качества как средств массо­вой коммуникации, поскольку все они уже были описаны в большинстве работ по анализу новостей. Важно было бы показать, как эти социально ориентированные каче­ства новостей отражаются на обработке текстов и их структурах на микроуровне, как они выражаются и как вводятся в действие. Например, влияют ли экономические условия производства текстов новостей на их схематиче­ские структуры или структуры релевантности, и если влияют, то каким образом? Каким образом пол автора текста, его этническая или классовая принадлежность определяют тематические или стилистические характери­стики этого текста? Или, наоборот, как можно с достовер­ностью вычислить эти макропараметры на основе анали­за текстов?

Серьезная постановка и разрешение таких вопросов потребовали бы написания целой монографии. Здесь в об­щих чертах представлен план, необходимый для анализа материала в последующих главах книги, при этом особое внимание будет обращено на те аспекты, которые игнори­ровались в предшествующих исследованиях. Соотнесение текстов новостей с социальными макроструктурами вооб­ще и с общественными институтами по производству но­востей, такими, как институт средств массовой информа­ции, в частности, требует такой теоретической стратегии,


с помощью которой можно было бы исследовать пооче­редно различные уровни. Например, прямая связь между историей или мировой экономикой, с одной стороны, и различными вариантами стилистического выбора в тек­стах новостей, с другой, маловероятна. Даже более тес­ные связи, существующие между способами институцио­нальной организации или социо-идеологическими уста­новками и формой сообщения или его стилем, требуют анализа нескольких промежуточных стадий.

» Создатели и потребители текстов новостей как социальные субъекты

Нашей первой теоретической посылкой в этой сло­жной системе анализа является признание участников процесса создания/потребления текстов новостей (журна­листов и аудитории средств массовой информации) „со­циальными субъектами" (social actors) и членами опреде­ленных социальных групп. Они являются представителя­ми социума, наиболее близко стоящими к самому сооб­щению, так как именно они создают и интерпретируют эти тексты в общем коммуникативном контексте ново­стей. Деятельность этих социальных субъектов, их социо­культурная активность, организация, общность убежде­ний или идеологии дают возможность соотнести тексты новостей с процессами их институционального и социаль­ного производства и потребления, а также с экономиче­скими условиями их производства и распространения. Эти факторы определяют и историческую значимость та­ких текстов, их роль в выражении идеологии и, следова­тельно, в узаконивании власти или в установлении (от­рицании) статус-кво в глобальной системе информации и коммуникации. На этой стадии анализа не важно, влияет ли (и если влияет, то как) этот широкий историче­ский, культурный или социоэкономический контекст на деятельность участников коммуникации, определяет ли он эту деятельность. Нашим единственным допущением является признание того факта, что такой контекст дол­жен иметь свое место в анализе дискурса новостей, но их связь может быть только косвенной, допускающей неко­торую степень неопределенности текста, дающей возмо­жность проявиться индивидуальным различиям. Мы на­чали исследование на уровне самого текста, и поэтому стратегически тголезнее вести анализ снизу вверх, чем сверху вниз или только на верхнем уровне, как это делае-


тся в большинстве работ по социальным наукам, исполь­зующим метод макроанализа. Поэтому связь между тек­стом новостей и контекстом определяется на уровне со­циальной деятельности и социальных знаний, включен­ных в процесс обработки текста новостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: