Недавние открытия в психолингвистике и когнитивных теориях обработки текстовой информации позволили сформулировать положение о ведущей роли семантических моделей памяти в понимании (Johnson-Laird, 1983; van Dijk, 1987; van Dijk and Kintsch, 1983). Это утверждение было сформулировано под влиянием понятия модели в формальной лингвистике и логике, понятия, составляющего основу правил интерпретации.
16.Я |
Формальные модели являются, так сказать, репрезентациями тех фрагментов действительности, по отношению > которым являются осмысленными соответствующие (зыковые выражения, а последние в свою очередь в этих оделях интерпретируются, то есть получают в них стинностную оценку. Психологическим коррелятом по-тия модели служит модель в эпизодической памяти (и тому последняя носит название „эпизодическая"}. Эпизодические модели функционируют как частичные, су-'ктивные и релевантные когнитивные представления положений дел в реальном мире и тем самым о социаль-Ых ситуациях в мире. По этой причине мы называем та-
11*
кого рода модели также ситуационными. Когнитивные модели составляют референциальный базис для интерпретации дискурса, а не „фрагментов реального мира", или ситуаций. Их локализация в эпизодической памяти говорит о том, что они представляют собой интегрированные структуры предшествующего опыта людей. В них.,. отражены знания и мнения людей о конкретных событиях *$1ли ситуациях. Помимо всего прочего, это означает, что ситуационные модели служат сформированной'на основе личного опыта базой для более общих и абстрактных „фреймов", или „сценариев", в (семантической) памяти,, о чем шла речь во многих работах, появившихся после оказавшей заметное влияние на других авторов книги Ше-, нка и Абельсона (S с h a n k and A b e 1 s о n, 1977). Наше понятие модели близко к тому, которое Шенк называет теперь „сценарием" (Schank, 1982), однако, чтобы избежать возможной путаницы, мы будем использовать понятие сценария только в его более абстрактном, общем и вне-контекстуальном смысле. Субъективные ситуационные модели отражают не только знание о конкретных событиях, но также убеждения и мнения (оценочные суждения). Наконец, эти модели по своей природе могут быть отнесены к разряду аналоговых, поскольку могут заключать в себе представления о пространственных или каких-то других характеристиках событий или ситуаций.
В более ранних теориях понимания дискурса (см., например, Kintsch and van Dijk, 1978) предполагалось, что основная цель восприятия состоит в последовательном построении репрезентации текста в эпизодической памяти. Сейчас мы полагаем, что в дополнение к такой репрезентации люди строят также модель того, „о чем" этот текст, то есть модель некоторой ситуации. Фактически сама модель становится главной целью процесса понимания, в то время как репрезентация текста по большей части является лишь средством достижения этой цели. Действительно, репродуцирование текстов часто означает поиск и воспроизведение фрагментов модели, в особенности если более не удается отыскать определенных частей семантической репрезентации текста. Таким образом, получение информации и ее использование требуют в общем случае обновления и ряда других трансформаций эпизодических моделей.
Мы будем различать частные (particular) и общие (general) модели. Частные модели отражают уникальную информацию о какой-либо одной ситуации, например о той,
которая обрабатывается „сейчас", тогда как общие модели могут включать в себя информацию из нескольких частных моделей об „одной и той же" ситуации или же ситуации „одного и того же типа". Частные модели могут содержать „новую"информацию, в соответствии с которой перестраиваются общие модели. Так, процесс „напоминания", описанный Шенком (Schank, 1982), представляет собой либо поиск предшествующей частной модели, либо поиск общей модели, относящейся к „опознаваемой" ситуации.
Те общие модели, которые являются социально реле-вИнггными, могут быть преобразованы — с целью, например, их еще большего обобщения, абстрагирования от конкретных ситуаций и отрыва от контекста—во фреймы или сценарии в семантической („социальной") памяти. Следовательно, мы можем теперь осуществить последовательный переход от индивидуальных, частных моделей— через модели более общие —к самым общим фреймам или сценариям, разделяемым членами социума.
Существуют также модели будущих ситуаций. Построение таких моделей, исходя из имеющихся фрагментов конкретной модели, а также общей информации о структурах действий, наших способностей, мотивах и целях, называется планированием.