Ситуационные модели памяти

Недавние открытия в психолингвистике и когнитив­ных теориях обработки текстовой информации позволили сформулировать положение о ведущей роли семантиче­ских моделей памяти в понимании (Johnson-Laird, 1983; van Dijk, 1987; van Dijk and Kintsch, 1983). Это утверждение было сформулировано под влиянием по­нятия модели в формальной лингвистике и логике, поня­тия, составляющего основу правил интерпретации.

16.Я

Формальные модели являются, так сказать, репрезента­циями тех фрагментов действительности, по отношению > которым являются осмысленными соответствующие (зыковые выражения, а последние в свою очередь в этих оделях интерпретируются, то есть получают в них стинностную оценку. Психологическим коррелятом по-тия модели служит модель в эпизодической памяти (и тому последняя носит название „эпизодическая"}. Эпи­зодические модели функционируют как частичные, су-'ктивные и релевантные когнитивные представления положений дел в реальном мире и тем самым о социаль-Ых ситуациях в мире. По этой причине мы называем та-

11*


кого рода модели также ситуационными. Когнитивные модели составляют референциальный базис для интер­претации дискурса, а не „фрагментов реального мира", или ситуаций. Их локализация в эпизодической памяти говорит о том, что они представляют собой интегриро­ванные структуры предшествующего опыта людей. В них.,. отражены знания и мнения людей о конкретных событиях *$1ли ситуациях. Помимо всего прочего, это означает, что ситуационные модели служат сформированной'на основе личного опыта базой для более общих и абстрактных „фреймов", или „сценариев", в (семантической) памяти,, о чем шла речь во многих работах, появившихся после оказавшей заметное влияние на других авторов книги Ше-, нка и Абельсона (S с h a n k and A b e 1 s о n, 1977). Наше по­нятие модели близко к тому, которое Шенк называет те­перь „сценарием" (Schank, 1982), однако, чтобы избежать возможной путаницы, мы будем использовать понятие сценария только в его более абстрактном, общем и вне-контекстуальном смысле. Субъективные ситуационные модели отражают не только знание о конкретных собы­тиях, но также убеждения и мнения (оценочные суждения). Наконец, эти модели по своей природе могут быть отнесе­ны к разряду аналоговых, поскольку могут заключать в себе представления о пространственных или каких-то других характеристиках событий или ситуаций.

В более ранних теориях понимания дискурса (см., на­пример, Kintsch and van Dijk, 1978) предполагалось, что основная цель восприятия состоит в последователь­ном построении репрезентации текста в эпизодической памяти. Сейчас мы полагаем, что в дополнение к такой ре­презентации люди строят также модель того, „о чем" этот текст, то есть модель некоторой ситуации. Фактиче­ски сама модель становится главной целью процесса по­нимания, в то время как репрезентация текста по большей части является лишь средством достижения этой цели. Действительно, репродуцирование текстов часто означает поиск и воспроизведение фрагментов модели, в особенно­сти если более не удается отыскать определенных частей семантической репрезентации текста. Таким образом, по­лучение информации и ее использование требуют в общем случае обновления и ряда других трансформаций эпизо­дических моделей.

Мы будем различать частные (particular) и общие (ge­neral) модели. Частные модели отражают уникальную ин­формацию о какой-либо одной ситуации, например о той,


которая обрабатывается „сейчас", тогда как общие моде­ли могут включать в себя информацию из нескольких частных моделей об „одной и той же" ситуации или же си­туации „одного и того же типа". Частные модели могут содержать „новую"информацию, в соответствии с кото­рой перестраиваются общие модели. Так, процесс „напо­минания", описанный Шенком (Schank, 1982), представ­ляет собой либо поиск предшествующей частной модели, либо поиск общей модели, относящейся к „опознаваемой" ситуации.

Те общие модели, которые являются социально реле-вИнггными, могут быть преобразованы — с целью, напри­мер, их еще большего обобщения, абстрагирования от конк­ретных ситуаций и отрыва от контекста—во фреймы или сценарии в семантической („социальной") памяти. Следовательно, мы можем теперь осуществить последова­тельный переход от индивидуальных, частных моделей— через модели более общие —к самым общим фреймам или сценариям, разделяемым членами социума.

Существуют также модели будущих ситуаций. По­строение таких моделей, исходя из имеющихся фрагмен­тов конкретной модели, а также общей информации о структурах действий, наших способностей, мотивах и целях, называется планированием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: