Теперь, когда нам известно, для чего нужны и как используются модели, необходимо ответить на вопрос относительно их структуры: как выглядят эти модели? Ответы на этот вопрос должны удовлетворять некоторым общим требованиям. Во-первых, модели должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить быстрый и эффективный поиск, обработку и представление релевантной информации о (социальных) ситуациях. Во-вторых, коль скоро модели мыслятся как база фреймов и сценариев, они должны иметь структуру, сходную со структурой сценариев. В-третьих, модели должны быть легко доступными различным преобразованиям, таким, как, например, корректировка (updating).
Так. |
То структурное устройство моделей, которое мы здесь предлагаем, может быть названо категориальным.
каркас модели составляет схема, в которую входит
)пределенное число фиксированных категорий. Такая схема будет стратегически эффективной для понимания со-
циальных ситуаций, то есть для решения той задачи, которую мы себе поставили. Из социальных ситуаций мы намереваемся извлечь определенные «типы» информации, которые затем уже будут отнесены к соответствующим категориям в схеме (см. работы: Argyle et al., 1981; For gas, 1979; Fur nh am and Argyle, 1982; в них содержится обзор сходных, а также ряда других предложений по поводу анализа структуры социальных ситуаций). Так, Форгас (1979) считает, что социальные ситуации интерпретируются и хранятся в памяти на основе их распределения прежде всего по эмоциональным категориям: «приятный», «формальный» или «опасный». Такой подход нисколько не противоречит более структурному пониманию моделей. Скалярные, эмоциональные оценки могут быть концептуально представлены как часть модели; их, например, можно подвести под категорию «Модификатор», в свою очередь присоединяемую к каждой категории в схеме. Категория «Модификатор» может быть приписана как к «ситуации в целом», то есть к самому высокому узлу, так и относиться к категориям более низкого уровня (например, «деятель» или «событие»).
|
|
Отсюда следует, что нужно различать глобальные и локальные уровни репрезентации, или макро- и микроструктуры (см. van Dijk, 1980a). Такая иерархическая организация позволяет проводить быстрый и эффективный поиск, а также надлежащим образом использовать те модели, которые удовлетворяют всем сформулированным выше требованиям.
Наш категориальный подход во многом сходен с методом компонентного анализа, предложенным Арджилом и др. (Argyle et al., 1981). Эти авторы «анализируют» ситуации в терминах участников, целей, правил, контекстных поддержек и действий. Однако, поскольку репрезентации единичных ситуаций в частных моделях являются временными, эпизодическими, мы помещаем правила в семантическую (социальную) память, несмотря на то что участники социальной ситуации, действуя в ней, могут знать эти правила и пользоваться ими. В своем исследовании мы концентрируем внимание на отдельных элементах ситуаций. Баркера (см. Barker, 1968), например, прежде всего интересуют типы поведения и окружения; для нас же важно определить, какие когнитивные категории принимают участие в понимании и репрезентации социальных ситуаций, а какие непосредственно действуют в них. Факты, относящиеся к когнитивной репрезентации ситуации,
|
|
огут быть извлечены из самых разных источников, начи-я с прямых наблюдений, объяснений, полученных от яоугих лиц, или интервью и кончая экспериментально контролируемыми тестами или заданиями (например, по сортировке или оценке текстов). Помимо этих психо-югических подходов к анализу ситуации, данные могут быть получены также в результате микросоциологического анализа, например в процессе объяснения различных стратегий взаимодействия партнеров (см. работы: Goffman, 1959; 1967).