Тема 3. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Под финансовым контролем понимается вид финансовой деятельности, осуществляемой системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и заключающейся в проверке законности и целесообразности действий в области образования; распределения; использования денежных фондов государства.

Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.

Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства; обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств.

Задачами финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства;

обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами бюджетной системы;

выявление резервов роста финансовых ресурсов;

обеспечение сохранности государственной и муниципальной собственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают финансовый контроль:

государственный;

внутрихозяйственный;

независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль включает такие виды финансового контроля как:

общегосударственный, имеющий наибольшее значение в силу особого статуса государственных органов (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ), которые осуществляют данный контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Проводится с целью проверки законности и эффективности использования государственных средств, а также целесообразности осуществляемых расходов;

вневедомственный, осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и др.) и направленный на объекты финансового контроля независимо от их ведомственной принадлежности;

ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления (их самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями) в целях контроля производственной и финансовой деятельности их подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (экономическими службами) и направлен на производственную и финансовую деятельность самого предприятия.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль проводится специально аттестованными аудиторами и аудиторскими фирмами в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на следующие формы:

предварительный;

текущий;

последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии планирования и прогнозирования дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществляется с целью предотвращения финансовых нарушений и возможных потерь в процессе расходования бюджетных средств в ходе финансовой деятельности государства.

Последующий финансовый контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки эффективности финансовой деятельности (например, целесообразности расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций и т. д.) путем анализа и ревизии отчетной бюджетной документации.

Методами финансового контроля являются следующие приемы и способы его осуществления:

наблюдение — ознакомление с финансовой деятельностью объекта финансового контроля;

обследование хозяйственной деятельности — представляет собой изучение показателей финансового состояния объекта финансового контроля;

проверка финансовой деятельности — проводится с целью финансового контроля основных вопросов финансовой деятельности объекта контроля с использованием балансовых, отчетных и расходных документов;

финансовый анализ — осуществляется в целях оценки финансового состояния объекта контроля на основе использования системного подхода и различных аналитических приемов;

ревизия (плановая, внеплановая) — представляет собой всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству с использованием комплекса методов, таких как:

встречная проверка;

восстановление количественного учета;

контрольное сличение и др.;

надзор, осуществляемый контролирующими государственными органами, за финансовой деятельностью субъектов контроля (например за субъектами, имеющими лицензию на определенный вид деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: