В геометрии нет царских путей

Эвклид


В жарком, засушливом Египте успешно вести земледелие можно было только на землях, расположенных вблизи Нила. Весной, во время паводка, Нил широко разливался и покрывал поля своим плодородным илом. И лишь на удобренных этим илом полях могли получать египтяне хорошие урожаи злаков. Поэтому, расположенные вблизи Нила земли, очень высоко ценились. Так как население Египта было достаточно большим, то вся эта земля была поделена между крестьянами. Но вот в чём незадача: поля отделялись друг от друга межами, а розлив Нила смывал каждую весну эти межи, и приходилось проводить их снова. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, т.е. — землемеры. Так, из практической задачи о межевании полей, возникла наука о землемерии, которая получила название «геометрия».
Древние египтяне были замечательными инженерами. Вы, наверное, слышали о пирамидах — огромных гробницах египетских царей (фараонов). В Египте насчитывается около 80 пирамид, расположенных неровной полосой на западном берегу Нила. Ещё в древности говорили: «Всё боится времени, но само время боится пирамид». И действительно, более четырех с половиной тысячелетий стоят эти каменные горы, сложенные из сотен тысяч каменных блоков.


3) Россия


А математику уже затем учить следует,
что она ум в порядок приводит.
МВ. Ломоносов


Интерес к науке на Руси проявился рано. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (ХI век). Уже тогда были «числолюбцы», интересовавшиеся математикой. Но были тогда и люди, которые враждебно относились к знаниям вообще, и к математике в частности, враждебно. дальнейшее развитие науки в России в 13 веке было прервано нашествием монголов и последовавшим за ним ордынским игом. После свержения ига оказалось, что Россия значительно отстала от других европейских государств. Энергичные меры по преодолению этого отставания предпринял в конце 17 века царь Петр 1, названный за свою преобразовательскую государственную деятельность Петром Великим. Первый напечатанный русский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий.
Давайте научимся ещё одному способу умножения натуральных чисел, который использовали русские крестьяне и купцы. Пусть нужно умножить 26 на 16. Множители записывают рядом. Один из них повторно удваивают, другой делят на два.


26 16
528
104 4
208 2
416 1
Значит 26* 16 416.
Попробуйте самостоятельно умножить 12 на 32 =384
35*26
35 26
70 13(1)
140 6
280 3(1)
560 1
Тогда 35*26 = 560+280+70 = 910

В «Арифметике» Магницкого забавы составляют особый раздел «Об утешных неких действах, через арифметику употребляемых». Автор пишет, что помещает его в свою книгу для утехи и, особенно, для изощрения ума учащихся, хотя эти забавы, по мнению его, «и не зело нужные».
Считаем дни недели, начиная с понедельника: 1,2,3 и т.д. до 7(воскресенья). Кто-то задумал день недели — нужно угадать какой.
Угадывающий предлагает про себя выполнить следующие действия:
1)умножить номер задуманного дня на 2;
2)прибавить к произведению 5;
3)умножить сумму на 50;
4)назвать результат.
От этого числа угадывающий отнимает 250 и получает произведение номера дня недели на 100.
Игра с учащимися.
50*(а*2+5)250=а* 100
а* 100+250250=а* 100
а*100=а*100


4) Франция
На все времена, для всех народов.
Развал системы мер достиг наивысшей точки в 17-18 веках, когда Германия оказалась раздробленной на столько государств, сколько дней в году. В результате этого в ней насчитывалось 40 различных футов и локтей, 30 различных центнеров, 24 различных мили. Во Франции было 18 единиц длины, называвшихся лье. Это вызывало затруднения и в торговых делах, и при взимании налогов, и в развитии промышленности. В этом было трудно разобраться и многоопытному купцу, а что уж говорить о неграмотном крестьянине. Это заставило начать поиски единой системы мер.
Для удобства решили принять за единицу длины одну сорокамиллионную часть земного меридиана. В 1790 году Национальное собрание Франции приняло декрет о реформе системы мер.


Поиграем в игру «Знаешь ли ты старинные меры длины»: найди пару.
Миля- 1км 850м
Верста- 1 км 7м
Сажень- 2м 13 см
Аршин- 71 см
Фут - 30м
Дюйм-2см5мм
Линия-2мм
Краткая справка о старинных единицах длины:
Аршин с персидского- локоть
Дюйм с голландского- большой палец
Фут с английского- ступня
А теперь прочтём письмо от барона Мюнхгаузена и найдём в нём ошибки (сигнальные карточки)

«Проснулся я и посмотрел на часы. Стрелки показывали 6 метров утра. Быстро позавтракав, я со своим другом поехал в ближайший лес, расположенный от нашего города в двадцати килограммах. Утро было холодное. Температура не превышала 7 литров тепла. Чтобы согреться, мы быстро шли лесом в среднем по 5 градусов в час. Вскоре мы вышли на поляну, где росло 25 белых грибов. Наибольший из них весил свыше 400 граммов. На расстоянии 200 гектаров была другая поляна, на которой мы тоже собрали не менее 2 вольтов грибов. Прекрасное было настроение, и мы отлично отдохнули в тот день. Через 4 мили мы возвратились к своему автомобилю и уехали домой».
5. Итоги урока.
Завершим урок на лирической нотке. Ведь как сказал А.С. Пушкин: «Вдохновение нужно в математики, как и в поэзии».
Наука математики прекрасна,
С ней небоскребы строить не опасно!
С ней можно строить мачты и мосты,
И создавать огромные ракеты,
С ней мы осуществим свои мечты:
Одни займут в механике посты,
Другие полетят к иным планетам.
Одни проникнут в недра тайн земных,
Возьмут другие руль комбайна в руки.
У нас путей не может быть других,
Как лишь к труду, к передовой науке!
Всем, кто в учебе видит свет,
От математики - привет!
Подводя итоги путешествия можно смело сказать, что самые главные добьггые нами сокровища — наши знания (выпуск математических альманахов, сборников задач и подборка «Геометрия вкруг нас»).
Вот и завершилось наше путешествие — знакомство с удивительными страницами математики. И это лишь начало, ведь впереди нас ждут новые открытия, увлекательные путешествия.
Путь к вершинам математики начинается в школе. Самая длинная дорога начинается с первого шага! Так делайте же эти шаги и в путь, в далёкий путь математического творчества!
6. Домашнее задание: сочинение«Математика в жизни моих родителей»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: