Открытое образование

Система образования в России за последние годы пережила целый ряд существенных изменений. Отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Одновременно с этим произошло повышение спроса на образовательные услуги в области экономики и управления, изменились требования к их структуре и содержанию.

Новые условия предоставления образовательных услуг вызвали необходимость перестройки всей работы образовательных учреждений. Современная социально-экономичсская ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Все это способствовало возникновению и развитию новой образовательной парадигмы – системы открытого образования.

Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества» [16].

Учитывая значимость системы открытого образования в процессах глобализации образовательного пространства, сопровождающих современное развитие международной экономики, автор предлагает несколько иное ее определение.

Система открытого образования представляет собой систему образования, основанного на современных технологиях, функционирующую с целью обеспечения эгалитарности образования и его доступности широким слоям населения, способствующую формированию единого образовательного пространства России, которая создает основу для ее равноправного участия в мировых процессах глобализации образовательного пространства.

Рыночные отношения способствовали дифференциации доходов в обществе. Это углубило неравенство в возможностях получения качественного образования, обусловило их зависимость от доходов семьи и местожительства, что создало разрыв между равенством в праве на образование, декларированным государством, и его реальной доступностью для различных групп населения.

Вместе с тем в течение рассматриваемого периода наблюдается устойчивая мировая тенденция к обеспечению открытости и доступности образования, переходу от его элитарности к эгалитарности. Страны с развитой рыночной экономикой реформируют национальные образовательные системы, обеспечивая переход к массовому высшему образованию адекватно требованиям индустриально-информационной стадии развития экономики.

Идеи открытого образования не новы, его элементы в той или иной степени реализованы и таких формах обучения, как заочное и экстернат. Глобальная информатизация общества и образования в частности позволила приступить к реализации идеи открытого образования в России.

В книге «Открытое образование - стратегия XXI века для России», вышедшей в 2000 году под редакцией В.М.Филиппова и В.П.Тихомирова [12], сформулированы следующие принципы открытого образования:

1. Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение.

2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.

3. Свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения.

4. Свобода в выборе места обучения: студенты могут отсутствовать в учебных аудиториях основную часть времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

5. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

6. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

7. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Тенденции мирового развития предопределяют, по мнению автора, необходимость рассмотрения системы открытого образования как основы развития рыночных отношений в образовании, способствующей превращению образования в фактор конкурентоспособности национальной экономики.

Открытое образование, как уже отмечено, предполагает свободный выбор вуза абитуриентом. В условиях развития в мире информационной экономики западные вузы, реализующие принципы открытого образования, выходят на российский рынок и становятся прямыми конкурентами. Сегодня абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться в ведущем американском (Калифорнийский виртуальный университет), британском (Открытый университет Великобритании), голландском (Открытый университет Нидерландов), канадском (Канадский открытый университет) вузе, получив в результате диплом, котирующийся на международном рынке труда. Очевидно, что это серьезная угроза образовательной отрасли России. На сегодняшний день экспансии открытых университетов Запада противостоят три фактора: ценовой барьер, психологический барьер и недостаточная компьютерная оснащенность российского населения.

Первые два фактора сегодня взаимосвязаны и взаимозависимы. Население с уровнем дохода, позволяющем пройти обучение в западном открытом университете, предпочитает эти деньги инвестировать в очное обучение в престижном российском вузе. Первый и третий фактор не только сдерживают импорт образовательных услуг, но и ограничивают спрос на открытое обучение в российских вузах.

Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки:

• резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества;

• распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере;

• учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности;

• гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения.

При этом особенности образовательного рынка в России таковы. Воспользуемся данными Российского государственного института открытого образования Минобразования РФ [15]. Не менее 36,5 млн российских граждан в возрасте от 18 до 45 лег (не менее 1/3 взрослого населения) имеют актуализированные образовательные потребности, из них более половины хотели бы получить профессиональное образование, около половины нуждаются в дополнительном обучении. Более 70% были бы готовы в той или иной мере оплачивать свое обучение. Существующая в России система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворить образовательные потребности в таких объемах. Кроме того, 50% желающих не могут поступить в вузы. В развитых странах студенты составляют от 3 до 6% всего населения, а это от 80 до 89% выпускников школ (в России -15,6%). В России должно быть около 7 млн студентов. Однако существует противоречие между возрастающим спросом на образование и возможностями его реализации. В силу этой причины, по данным социологов, более 70% абитуриентов поступают не в тот вуз, в который хотели бы. Отсюда и проблемы занятости. Согласно исследованиям Института проблем занятости РАН, доля студентов очной формы, намеренных продолжить свое образование в форме заочного обучения, в 1998 году - 28,8%, а в 1999 году - уже 40,6 %.

По данным, полученным в ходе социологического исследования Министерства образования РФ, проведенного в 1999 году в рамках межвузовской научно-методической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения», платить 500 долл. в год готовы менее половины всех желающих обучаться; 700 долл. в год – посильная плата только для 10% потенциальных студентов. Массовость обучения возможна при снижении уровня цен до 200 долл. в год или при существенном изменении социально-экономической ситуации в стране [1]. Кроме того, в результате исследования была выявлена чрезвычайно низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационно-коммуникационных технологий и их применении в сфере образования. Так, 42% выпускников средних и средних специальных учебных заведений, в которых преподается информатика, не имеют представления об интерактивном общении через Интернет, 71,5% абитуриентов вузов никогда не пользовались Интернетом, 62,4% никогда не работали с электронной почтой [1].

Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п. Переход от принципа «ученик к знаниям» к принципу «знания к ученику» обеспечивает спрос на открытые образовательные программы у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров.

Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Ведь, как правило, работники с более высоким уровнем образования имеют в среднем и боле высокие доходы. Главная проблема у такого контингента часто заключается во времени, которое невозможно высвободить для посещения занятий, или в образовательной программе, которая включает «лишние» или, напротив, не включает «необходимые» предметы. Свобода в выборе времени, темпов и места обучения привлекает огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности (в основном это работа или уход за ребенком). В этом плане возможности применения новых образовательных (информационных) технологий, принципы открытого образования позволяют решить данные проблемы. Но потребность в повышении образования осознана не только потенциальными потребителями образовательных услуг, но и их работодателями, которые, в свою очередь, сами становятся такими же потенциальными потребителями.

Переход от архаичного принципа «знания на всю жизнь» к принципу «знания через всю жизнь» в полной мере отвечает идее непрерывного образования, предполагающей развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Мощный импульс развитию этой идеи дало зарождение рыночной экономики в России. «Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться – и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время – к этому его вынуждают постоянные поиски производства новых товаров или услуг, повышение их качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции» [29].

Введение модели опережающего образования является в определенной степени ответом на технологический вызов времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2 – 3 года, при этом наблюдается устойчивая положительная динамика процесса. Из этого следует, что знания будут устаревать через 1 – 1,5 года, и следовательно, при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие, сам выпускник вряд ли будет конкурентоспособен на рынке труда.

Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.

Контрольные вопросы

1. Назовите шесть составных микроподсистем образовательного учреждения.

2. Назовите принципы дистанционного образования.

3. Почему ВУЗ является центром реформ профессионального образования?

4. Что такое региональный учебный округ и что он объединяет?

5. Какие доказательства эффективности функционирования крупных региональных университетов Вы можете привести?

6. Каковы цели и задачи механизма управления жилищной сферой?

7. Каковы главные критериальные показатели Вашего образовательного учреждения?

8. В чем заключается преимущества матричной организационной структуры управления маркетингом образовательного учреждения по сравнению с другими структурами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: