Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. В его состав входят:

· жилищное хозяйство;

· ремонтно-эксплуатационные предприятия и службы;

· ресурсоснабжение (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение);

· благоустройство населённых пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, сбор, вывоз и утилизация отходов, санитарная очистка);

· бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги);

· наружное освещение;

· телекоммуникационное обслуживание;

· пассажирские перевозки.

Большая часть хозяйствующих субъектов отрасли производят продукцию и услуги в условиях естественной монополии.

Естественная монополия характеризует такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При этом локальная естественная монополия рассматривается как естественная монополия, существующая на локальном экономическом пространстве, устанавливаемая и регулируемая в границах одного субъекта Российской Федерации или одной административно-территориальной единицы.

К субъектам локальных естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, относятся:

1) предприятия по производству тепловой и электроэнергии для общего пользования, не подключенные к единой энергосистеме;

2) предприятия, осуществляющие (обеспечивающие) электро-, тепло- и газоснабжение;

3) предприятия и объекты водопроводного и канализационного хозяйства;

4) службы уборки мусора и снега, содержащие места хранения отходов, включая снежные свалки, предприятия по сбору и переработке отходов;

5) предприятия, оказывающие ритуальные услуги и содержащие кладбища;

6) предприятия и объекты местных почты, телефона, радио и телевидения, включая передающие сети;

7) предприятия пригородного пассажирского автомобильного транспорта;

8) автовокзалы, включая системы их обслуживания и эксплуатации; аэропорты местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств;

9) порты и пристани местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств.

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальнных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть также в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода и т.д.).

Особенностью современного состояния предприятий ЖКХ является высокая степень физического износа основных фондов. Это связано с невысоким объемом инвестиций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных за последние десять лет.

Многочисленные трудности функционирования ЖКХ и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

В связи с этим в регионах Российской Федерации осуществляется выполнение программы реформирования ЖКХ. Работа направлена на принятие экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений с грамотно поставленной информационно-пропагандистской компанией. Главная задача реформы – обеспечение поддержки и широкого участия населения в процессе преобразования этой жизненно важной сферы национальной экономики.

В соответствии с утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 –2010 гг. формируется необходимая законодательная и другая нормативно-правовая база на основе внесений изменений и дополнений в ряд действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Правовые аспекты регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровней в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы должны быть направлены на:

· достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий;

· защиту потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий их доминирующим положением;

· создание условий для развития монопольных отраслей в интересах общества.

Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ невозможно без использования научно-обоснованных методов ценообразования на услуги предприятий, функционирующих в данной сфере.

Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в большей степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.

С одной стороны, трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятий являются частью совокупных ресурсов общества и включаются в общий экономический процесс воспроизводства. Естественно, что конечные результаты деятельности субъектов хозяйствования полностью отражаются на развитии экономики страны и её отраслей.

С другой стороны, в жилищной сфере, которая являет социально значимый статус, при формировании цен на услуги хозяйствующих в ней субъектов нельзя не учитывать платежеспособность получающего эти жилищно-коммунальные услуги населения.

В связи с этим в ЖКХ, где деятельность предприятий носит ярко выраженный локальный характер, регулирование цен осуществляется, главным образом, на местном уровне муниципальными органами исполнительной власти. Правительственные контроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов повышения используется в исключительных случаях в условиях социальной напряжённости.

Управление ценообразованием предприятий естественных монополий осуществляется через процедуры утверждения цен и тарифов, сформированных на основе нормативов затрат материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов с обязательным декларированием повышения стоимости услуг.

При этом в целях повышения эффективности функционирования предприятий-монополистов в сфере ЖКХ и их экономического роста в интересах общества при установлении цен и тарифов на услуги данных хозяйствующих субъектов необходимо оценивать и учитывать нормативы инвестиционной составляющей в стоимости предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг.

Учет норматива инвестиционной составляющей в цене продукции позволяет после её реализации аккумулировать на предприятии внутренние финансовые ресурсы, обеспечивающие возможность организации эффективных процессов воспроизводства и использования его собственных основных средств.

Именно на базе нормативного подхода к формированию внутренних инвестиционных источников для воспроизводства основного капитала локальных естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, можно повысить эффективность их функционирования, а также надежность и качество предоставляемых ими услуг населению.

Нормативная величина инвестиционных ресурсов в стоимостной структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть определена с учётом выполнения рыночных принципов возврата первоначальных капиталовложений в приобретение основных фондов субъекта хозяйствования и их эксплуатации с требуемой экономической эффективностью.

Амортизационные отчисления являются важным базовым инвестиционным источником. Однако применяемые в настоящее время методы и нормы амортизации не обеспечивают возврата первоначальных капиталовложений в основные средства с учетом фактора времени. Высокие темпы инфляции и длительные нормативные сроки службы оборудования приводят к тому, что при номинальном возврате инвестиций существует несоответствие аккумулируемой денежной составляющей её ценности в момент приобретения фондов. Поэтому наряду с целевым использованием амортизационных отчислений возникает потребность в определении той части прибыли, которая должна направляться на воспроизводственную инвестиционную деятельность.

Простое воспроизводство (самовоспроизводство) основного капитала будет определяться условием полного возврата за период эксплуатации фондов вложенных в них инвестиций, что с учетом фактора времени соответствует нулевому значению ожидаемого от капиталовложений чистого дисконтированного дохода (ЧДД):

ЧДД = - Ко + + = 0, (1)

  где Ко – первоначальные инвестиции в основной капитал;
    Тн – полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах;
    ЧДt – часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в
    воспроизводство основного капитала на t -м году эксплуатации фондов;
    Кл – ликвидационные денежные потоки в конце периода эксплуа-
    тации фондов (Тн);
    Е – норма дисконта.

Считая, что к окончанию срока полезного использования объекта фондов его остаточная стоимость будет иметь нулевое значение, условие простого воспроизводства любого инвентарного номера основных средств можно выразить как

Фо = , (2)

где Фо –первоначальная балансовая стоимость объекта фондов.

Собственные ежегодные денежные потоки предприятия, обеспечивающие текущее возмещение первоначальных инвестиций в основной капитал, складываются преимущественно из амортизации и той части прибыли, которая направляется на модернизацию, реконструкцию, восстановление и обновление фондов, то есть

ЧДt = At + Пtф, (3)

  где At – амортизационные отчисления в t -м году эксплуатации объекта
    фондов;
    Пtф – часть прибыли, направляемая на воспроизводство основного
    капитала и распределенная на рассматриваемый объект фондов.

При линейном методе начисления амортизации, её ежегодная сумма в составе себестоимости продукции составит

Аt = na × Фо. (4)

Прибыль для воспроизводства основных средств, распределенную на рассматриваемый объект фондов, можно выразить как

Пtф = рt × Фо,(5)

  где рt – воспроизводственная рентабельность объекта основных фон-
    дов в t -м году; (рt = Пtф / Фо).
         

Тогда, при равномерном финансировании воспроизводства фондов из прибыли (рt = р = const), ежегодный денежный поток в счет возмещения первоначальных инвестиций в объекты основных средств определится в сумме

ЧДt = na × Фо + р × Фо = (na + рФо, (6)

а условие их самовоспроизводства запишется в виде

Фо = . (7)

Дисконтируя ряд равновеликих и равномерных в течение горизонта расчета платежей к их разовой ценности в начальном периоде, получим

Фо = (na + р) × Фо × (8)

или

(na + р) × = 1. (9)

Решая уравнение (9) относительно показателя воспроизводственной рентабельности (р) объектов фондов, определим её минимально необходимое значение (р min) в долях от их стоимости:

р min = nа. (10)

Таким образом, для обеспечения самовоспроизводства первоначальных капиталообразующих инвестиций предприятия необходимы вместе с амортизацией дополнительные (на уровне р min) реинвестиции чистой прибыли в восстановление, модернизацию и обновление его основных средств.

Входящая в выражение 10 норма прибыльности Е характеризует фактическую чистую производительность основного капитала предприятия (его эффективность), так как реинвестиции прибыли в воспроизводство основных средств на уровне рmin должны рассматриваться как обязательные отчисления в счёт возврата первоначальных капиталовложений.

Прибыль же, формируемая по нормативу Е от стоимости фондов, может быть направлена предприятием на выплату дивидендов акционерам, материальное стимулирование работников, содержание собственных объектов социальной инфраструктуры и другие цели.

Распределение прибыли хозяйствующих субъектов на принципах эффективного воспроизводства и использования их основных средств показано на рисунке 1.

 
 


Рис. 1. Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия на принципах эффективного воспроизводства и использования основного капитала (nаср – средневзвешенная линейная норма амортизации основных фондов)

С учётом вышеприведённых положений при формировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо использовать существующие взаимосвязи между уровнем их стоимости и параметрами воспроизводственного процесса, а также требуемой прибыльностью основного капитала субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере ЖКХ.

Ценообразование на предприятиях базируется в основном на принципе возмещения затрат на производство и реализацию продукции и получении определённой прибыли от её продажи. Иными словами, цена продукции формируется как сумма её себестоимости и нормативной (плановой) величины прибыли:

, (11)

где Ц – цена продукции;

С – себестоимость продукции;

П – нормативная (плановая) прибыль в цене продукции.

При этом прибыль в цене продукции устанавливается, как правило, через норматив её рентабельности, применяемой в процентах (в долях) к себестоимости:

, (12)

где рn – рентабельность продукции в долях её себестоимости.

Таким образом, основной принцип ценообразования можно выразить формулой

. (13)

Тогда выручку от реализации продукции можно определять как

, (14)

где В – выручка от реализации продукции;

N – годовой объем реализуемой продукции.

В формуле 14 произведение С×N формирует общую себестоимость производства продукции Соб· С учётом этого ожидаемая выручка от её реализации в объеме N составит:

. (15)

Выразим налогооблагаемую (балансовую) прибыль от продаж:

Пб = В – Со – Ни – Нпр , (16)

где Ни – налог на имущество предприятий;

Нпр – прочие налоги и сборы, относимые на финансовые результаты.

Чистая прибыль предприятия после уплаты налога с налогооблагаемой прибыли по ставке nn определяется в размере

Пч = (1- nn) × Пб = (1 - nn)×(В – Со – Ни – Нпр). (17)

Преобразуем формулу 17 с учётом выражения 15:

Пч = (1- nn)×[Cо(1+ рn) - Со – Ни – Нпр] = (1 - nn)×(Со× рn – Ни – Нпр).

Таким образом:

Пч = (1 - nn)×(Со× рn – Ни – Нпр). (18)

Теперь рассмотрим формирование необходимого размера чистой прибыли с учётом обеспечения воспроизводства и эффективного использования основного капитала предприятия.

На основе нормативных значений показателей р min и Е, применяемых к первоначальной стоимости производственных фондов Фо, размер необходимой ежегодной чистой прибыли предприятия от продажи его продукции при реализации принципов самовоспроизводства и эффективного использования собственных основных средств должен быть не менее величины:

Пч = (рmin + Е) × Фо . (19)

С учётом зависимости 10 получим:

Пч = (рmin + Е) × Фо = . (20)

Приравняв правые части выражений 18 и 20, решим полученное уравнение относительно показателя рn:

(1 - nn)×(Со× рn – Ни – Нпр)= .

отсюда:

,

или окончательно:

. (21)

В то же время после подстановки в полученную формулу 21 выражений для определения линейной амортизации и размера уплачиваемого предприятием налога на имущество:

А = nа · Фо и Ни= nи · Фост = nи · (1-d) ·Фост (22)

где nи – ставка налога на имущество (в долях остаточной стоимости фондов);

d – нормативный износ основных средств (в долях первоначальной стоимости фондов).

Необходимая рентабельность продукции может быть рассчитана как:

, (23)

Полученные формулы 22 и 23 позволяют оценивать минимальный норматив рентабельности в цене продукции (услуг), при котором становятся возможными воспроизводство основных средств предприятия и их эффективное использование.

Покажем результаты применения данных зависимостей на примере одного из предприятий ОАО «Нижегородсвязьинформ».

Производственно-хозяйственная деятельность данного предприятия в 2000 году характеризовалась следующими финансово-экономическими итогами:

себестоимость оказанных услуг (Со) – 943442,0 тыс.руб.;

стоимость основных средств (Фо) – 937592,9 тыс.руб.;

начисленная амортизация (А) – 34776,7 тыс.руб.;

сумма уплаченных налогов, относимых на финансовые результаты (Ни + Нпр) – 44562,0 тыс.руб.;

налог на прибыль – 35 % (nn = 0,35);

средневзвешенная норма амортизации фондов – 3,71 % (nаср = = 0,0371).

Тогда с учетом этих данных минимальный норматив рентабельности услуг предприятия при норме прибыли на используемый собственный основной капитал, принимаемой на уровне в 12 % (Е = 0,12), должен быть не менее (по формуле 21):

рn =

= 0,367 (36,7 %).

Полученные формулы для оценки пороговых значений рентабельности продукции (21 и 23) позволяют взаимоувязать основные факторы, влияющие на организацию процессов воспроизводства и эффективного использования основных средств, в моделях ценообразования продукции и учитывать их при формировании ценовых политик субъектов хозяйствования. К таким факторам следует относить полезные сроки службы основных средств, применяемые методы их амортизации, техническое состояние и износ фондов, норматив прибыли на основной капитал, рациональную структуру и размеры внутренних источников его инвестирования.

Такой подход особенно актуален для субъектов естественных монополий, цены и тарифы на продукцию (услуги) которых устанавливаются в отсутствии конкурентной среды, а их величина обосновывается, как правило, необходимостью формирования внутренних источников инвестиций для восстановления и обновления достаточно изношенных производственных фондов.

В связи с этим при обосновании цен на собственную продукцию и услуги данных предприятий целесообразно оценивать долю инвестиционной составляющей в структуре предполагаемой выручки от реализации товара.

(24)

где ри – инвестиционная составляющая в выручке В (в долях единицы);

ИР – инвестиционные ресурсы в составе выручки В от продаж, направляемые на воспроизводство основных средств.

Оценка данного показателя позволит сделать “прозрачными” внутренние инвестиционные возможности в части воспроизводства основного капитала субъектов хозяйствования, формируемые за счёт их основной производственной деятельности.

Одновременно, определение минимально необходимого уровня инвестиционных ресурсов в выручке от продаж создает основы для ценового регулирования продукции с целью финансового обеспечения воспроизводственных процессов.

Исходя из условия самовоспроизводства (возврата) первоначальных капиталовложений в основные средства предприятия, минимальный размер инвестиционной составляющей в выручке (цене) товара складывается из амортизационных отчислений и дополнительных реинвестиций части чистой прибыли, определяемой воспроизводственной рентабельность фондов р min, то есть:

ИР = А + Пчф = nаср · Фо + р min · Фо = (nаср + р minФо (25)

Учитывая, что для группы основных средств:

,

выражение 25 можно переписать в виде:

. (26)

В то же время выручка от реализации продукции в объеме N связана с общей себестоимостью её производства и рентабельностью товара зависимостью 15.

Тогда минимальную долю инвестиционной составляющей можно определять по формулам:

а) в выручке от продаж продукции:

; (27)

б) в цене единицы продукции:

. (28)

где С – себестоимость единицы продукции.

Так для рассматриваемого предприятия уровень инвестиционной составляющей в стоимости оказываемых услуг при их рентабельности рn = 0,367 (36,7%) и норме прибыли на используемый основной капитал Е = 0,12(12%) должен быть не менее:

Приведенные модели взаимосвязей между ценой продукции и значением параметров эффективного воспроизводства и использования основных средств предприятий могут применяться как при формировании ценовой политики хозяйствующих субъектов, так и при экономическом анализе, а также регулировании органами исполнительной власти предельного уровня цен на услуги предприятий, функционирующих в сфере ЖКХ.

В тоже время государство, учитывая критическое состояние основных средств и процесса их воспроизводства в сфере ЖКХ, должно принять безотлагательное участие в разработке и унификации новых норм амортизационных отчислений по отдельным группам фондов на основе централизованно рекомендуемых общеотраслевых, дифференцированных по целевой направленности капиталообразующих инвестиций коэффициентов их эффективности (нормативов прибыли на используемый основной капитал хозяйствующих субъектов).

При этом новые нормы амортизации учли бы в своей величине и необходимые в настоящее время в дополнение к линейным амортизационным отчислениям реинвестиции из прибыли для обеспечения самовоспроизводства основного капитала предприятий.

Так как минимальная воспроизводственная рентабельность производственных фондов (р min) не превышает их линейные нормы амортизации (nа) более чем в 2 раза, а доля амортизационных отчислений в составе себестоимости промышленной продукции и услуг ЖКХ сравнительно не велика, то возможный рост стоимости товаров и тарифов предприятий в связи с переходом на новые амортизационные нормы следует ожидать незначительным.

В то же время повышенные нормы амортизации позволят существенно увеличить накапливаемые амортизационные фонды, упростить методологию выявления внутренних резервов и формирования собственных инвестиционных ресурсов для экономического развития субъектов хозяйствования.

Другим аспектом рационального проведения реформы ЖКХ является учёт платежеспособности получающего те или иные жилищно-коммунальные услуги населения.

В этой связи значимым мероприятием 2002 года явилось внедрение новой экономической модели функционирования ЖКХ. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 420 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» были утверждены условия участия субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению персонифицированных счетов граждан для осуществления адресной социальной поддержки малоимущего населения в виде предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.

Комплексное использование нормативного подхода к формированию необходимых воспроизводственных инвестиционных ресурсов на базе адекватного ценообразования тарифов и цен на продукцию субъектов естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, при одновременной социальной поддержке населения создают реальные условия для развития отрасли в целом, повышения эффективности хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, а также качества предоставляемых ими услуг населению.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «жилищная сфера» и приведите ее состав.

2. Назовите этапы развития жилищной сферы в России.

3. Определите характерные черты функционирования жилищный сферы в советский и переходный периоды.

4. Каковы структура и уровень благоустройства жилищного фонда?

5. Каков уровень обеспечения населения жильем?

6. Каковы цели и задачи механизма управления жилищной сферой?

7. Назовите важнейшие принципы и направления формирования эффек­тивного механизма управления жилищной сферой.

8. В чем заключается содержание и основные причины обострения жи­лищной проблемы в России?

9. Какова правовая основа развития жилищной сферы в современный пе­риод?

10. Назовите характерные черты функционирования жилищной сферы в рыночной экономике и необходимые условия для решения жилищной проблемы в России.

11. Каковы основные пути и первоочередные меры по решению жилищ­ной проблемы в России?

12. В чем заключается необходимость проведения жилищной реформы?

13. Каковы основные пути и принципы реформирования жилищной сфе­рой?

14. Охарактеризуйте нормативно-правовые основы жилищно-коммунальной реформы.

15. Назовите целевые ориентиры и показатели реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

16. Изложите основныенаправления и важнейшие мероприятия реформы жилищной сферы.

17. Назовите обеспечивающие подсистемы жилищно-коммунальной ре­формы.

18. Охарактеризуйте содержание программы реформированияжилищно-коммунального хозяйства.

19. Опишите ход реализации и проблемы проведения жилищной реформы.

20. Каковы пути повышения эффективности реформирования жилищного хозяйства в современных условиях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: