Имеется четыре группы факторов, определяющих результаты переговоров по заключению контрактов.
1. Факторы, характеризующие внешние по отношению к фирме экономические условия:
· условия конкуренции;
· законодательные ограничения;
· национальная специфика (в случае заключения контракта между фирмами различных стран) и т.п.
2. Особенности организационных структур фирм, участвующих в переговорах по заключению контракта:
· масштаб производственной деятельности фирм;
· объем доходов;
· степень формализации управленческих процессов;
· степень децентрализации руководства.
3. Особенности участия и взаимодействия различных управленческих служб в процессе заключения контракта. Противоположные интересы отделов или служб фирмы могут оказать существенное влияние на процесс и результаты переговоров.
Например, отдел снабжения заинтересован прежде всего в заключении контракта на поставку сырья и материалов по минимальным ценам, а транспортно-экспедиционный отдел — в сокращении транспортных расходов, надежности соблюдения графика поставок, экономии затрат на погрузочно-разгрузочных работах. В рамках одного контракта эти интересы могут противоречить друг другу, затруднять ведение переговоров.
|
|
4. Персональные характеристики лиц, участвующих в переговорах:
· пол, возраст, образование;
· общее физическое и психологическое (особенно важно эмоциональное) состояние;
· личные интересы;
· установки, стереотипы.
Процесс ведения переговоров во многом определяет характер заключенного контракта.
Подготовка к переговорам:
· сбор необходимой и достаточной информации:
- о надежности предполагаемого партнера;
- о возможности заключения контракта с другим партнером и т.п.;
· определение желаемого результата переговоров.
· выработка стратегии ведения переговоров:
- допустимый уровень уступок;
- последовательность предложения уступок и т. п.
Переговоры при закупочной деятельности
Традиционный (английский) подход к отношениям между покупателем и поставщиком — конкурирующий, на основе подавления соперника. Обеспечение более выгодного положения покупателю продукции.
Подход «Выигрыш — навыки ведения переговоров и т.п. — выигрыш» — ориентация на установление долгосрочных паритетных взаимоотношений между покупателем и поставщиком. Обеспечение получения прибыли на выгодных условиях обеим сторонам сделки.