Тема 1.4. Аудит качества: внешний и внутренний

Учебные вопросы

Задачи и сферы ответственности основных звеньев системы качества образовательной деятельности организации. Критерии и показатели оценки качества образовательной деятельности. Мониторинг, внутренний и внешний контроль качества.

Рособрнадзор ежегодно проводит десятки проверок (комплексных, тематических и оперативных инспекционных) образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, по соблюдению законодательства РФ в области образования в том числе.

В ходе надзора (проверок) выявляются различные нарушения в части выполнения образовательного законодательства РФ, образовательных стандартов, лицензионных требований и нормативов. Наиболее значительные из них связаны с некачественным оформлением уставов и локальных актов (ГОУ, НОУ, АНО), с неудовлетворительным уровнем кадрового, информационного, учебно-методического, научного, материально-технического и иного обеспечения образовательной деятельности, документирования управленческой деятельности (СМК), ведения делопроизводства, работы с документами строгой отчетности, с отсутствием экспертной оценки последствий с точки зрения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся и т. д.

По результатам проверок принимаются соответствующие управленческие решения: направление предписания об устранении нарушений, назначение дополнительной проверки, сокращение сроков аттестации, приостановление действия лицензий, реорганизация вуза, ликвидация филиалов, представительств и другие эффективные меры. Разработаны сотни предложений по совершенствованию системы качества (СМК), по соблюдению законодательства РФ и обеспечению качества образования, а также по совершенствованию нормативно-правового, информационно-методического, кадрового и организационного обеспечения контроля на всех уровнях инспекционной деятельности.

За последние десять лет в ходе контроля качества образовательной деятельности вузов России были выявлены следующие типичные недостатки и нарушения.

По результатам внешнего надзора и контроля (Рособрнадзор, регионобрнадзор, прокурорские проверки):

ü несоблюдение требований ГОС ВПО по содержанию подготовки; несоблюдение условий лицензирования - превышение численности обучающихся[28];

ü низкое качество знаний студентов, установленное при тестировании;

ü необоснованное расширение функций представительств вузов до полномочий филиалов[29]; нарушения прав обучающихся;

ü нарушения порядка выдачи документов установленного образца о высшем образовании[30].

Приведем характерные недостатки[31], выявленные в филиалах А, Б, В, Г, Д Н-ского ВУЗа в период комплексной проверки:

А.: не было единой локальной сети парка компьютеров филиала, общего реестра актов внедрения НИР, системы вентиляции в компьютерном классе;нет ПМК по естественнонаучным, филологическим дисциплинам; необходимо усилить практическую направленность обучения, ввести должности лаборантов на кафедрах, тестирование, подготовку ППС в аспирантурах и докторантурах, совершенствовать систему оценки качества подготовки, увеличить число рабочих мест в читальном зале и электронную базу данных;

Б: не было полиграфической базы; заведующие кафедрами не отчитываются о воспитательной работе; рекомендовано развитие ДОТ, издание (ППС) учебных пособий с грифом; необходимы: собственный учебный корпус, увеличение в компьютерном классе числа автоматизированных рабочих мест (АРМ), аудиторных часов на философию, активизация довузовской подготовки; преодоление негативной тенденции уменьшения контингента к последнему курсу на 12-14%;

В: в Уставе ВУЗа нет полного наименования филиала, его местонахождения; нет юрфака, структуры по воспитательной работе; необходимо учесть изменения в нормативной документации; развивать программы дополнительного профобразования (ДПО); расширить перечень учебно-методической литературы, периодических изданий по дисциплинам специализаций; четко придерживаться графика учебного процесса[32]; усилить руководство самостоятельной работой студентов в межсессионный период; проводить тестирование остаточных знаний;

Г: нет оперативной типографии, необходимо создать ПМК на кафедрах, компьютерные обучающие системы (КОС) по специализации, обеспечить практическую направленность и интерактивные формы обучения; ввести тестирование, совершенствовать электронные базы данных, повышение квалификации ППС (в аспирантуре), обеспечить разработку учебных пособий с грифом УМО; отмечается, что решения Совета филиала носили декларативный характер;

Д: необходимо учесть изменения в нормативной документации, разработать региональную составляющую разделов учебного плана, придерживаться графика учебного процесса, завершить комплектование и усилить воспитательную и научную работу кафедр, создать спецкабинет, обновить тесты, э-УМК, совершенствовать программное обеспечение компьютерного класса, систему подготовки кадров ППС (в аспирантуре); развивать дополнительное образование;

Заметим, что разница между проверкой (контролем) качества учебного процесса и проверкой управления качеством образовательной деятельности заключается в том, что последняя предусматривает проверку системы и методов ее функционирования[33].

За последнее десятилетие Российское образование (все его уровни) перешло на образовательные стандарты (ФГОС, ОС), которые включают обновленные требования к основным образовательным программам (ООП):

ü к результатам освоения ООП - под результатами подразумеваются не столько полученные выпускником знания, сколько его компетенции (универсальные и профессиональные), умения и навыки, а также личные качества;

ü к структуре ООП: к соотношению частей ООП и их объему, к соотношению обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса;

ü к условиям реализации ООП: кадровым, финансовым, материально-техническим.

Одновременно были обновлены трактовкипонятий образовательных программ - примерная, основная и дополнительная.

Порядок разработки и утверждения ФГОС определяет Правительство России, а примерные ООП – Минобрнауки России как уполномоченный госорган. Сохраняется право образовательной организации на формирование и реализацию ООП, а также возможность органов управления образованием влиять на их содержание с учетом региональных и национальных особенностей. ФГОС ВПО предназначены (ст. 5, 7 ФЗ №309) для обеспечения: во-первых, качества высшего образования; основы для объективной оценки деятельности реализующего ООП ВУЗа; во-вторых, преемственности ООП всех уровней образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании.

Примерные требования к магистерской подготовке (с учетом ФГОС ВПО): к минимальной оснащенности и обеспеченности образовательного процесса:

- наличие аспирантуры по специальности и госаккредитации бакалавриата;

- наличие 4- 6 кафедр юридического профиля, 70- 75 % штатных ППС с ученой степенью и /или/ ученым званием, из них 20- 40 % докторов, профессоров для подготовки магистров юриспруденции (для сравнения, аналогичный показатель в проекте ФГОС по педагогическому образованию равен 12 %), из них не менее 3 -6 по циклу специальных дисциплин магистерской подготовки;

- порядка 30% аудиторных занятий по дисциплинам направления 030500.68 должны проводиться в интерактивной форме (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, юридическое консультирование граждан, деловые и ролевые игры, включая судебные процессы, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги);

- наличие литературы, периодики в библиотечном фонде (из расчета одно учебное и одно учебно-методическое печатное или э-издание основной литературы на каждого магистранта по любой дисциплине), изданных учебно-методических материалов (УМК), подготовленных руководителем ООП (формулирует цель, миссию) и руководителями студентов-магистрантов; доступ в интернет не менее 25 процентов автоматизированных рабочих мест в компьютерном классе.

Декларируемая в международном стандарте качества (ИСО Р 9001:2008) и соответствующая принципам TQM современная концепция системы качества предполагает вовлечение в процесс менеджмента качества (СМК) всех работников образовательной организации,от высших руководителей до сотрудников любого уровня.

На всех уровнях управления руководители являются ответственными за качество образовательной деятельности - гарантами надлежащей реализации поставленных перед структурным подразделением задач. Именно они организуют внутренние проверки; обеспечивают управление документацией, записями; управление несоответствующей продукцией; корректирующие и предупреждающие действия. При этом обязательно документируются[34] все важные решения и мероприятия по устранению существенных отклонений (критерийсущественностине определен: полагаем, что свыше 15 процентов или «нельзя исправить») от лицензионных норм, аккредитационных требований, иных показателей оценки качества.

Политика в области качества формулируется высшим руководством ВУЗа и включает основные направления, цели и задачи в области качества образовательной деятельности. СМК ВУЗа создаётся и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определённой Политики в области качества и достижение конкретных целей.

Руководство вуза несёт ответственность не только за разработку Политики в области качества, но и за создание, внедрение и функционирование СМК, что и сформулировано в "Руководстве по качеству" и отражено в книге процессов.

В основу деятельности внутривузовской службы контроля качества положены Решения Рособрнадзора по состоянию качества в образовательных организациях, выводы и предложения аккредитационной комиссии по результатам внешнего контроля ВУЗа.

Особенность внутривузовского аудита (проверки, самоконтроль) заключается в том, что выявленные недостатки, мелкие проблемы по возможности устраняются в ходе контроля при помощи и по рекомендации службы контроля качества. Крупные проблемы докладываются руководству ВУЗа, Совету (учредителю), Ученому совету для принятия решений по обеспечению требуемого уровня качества.

Так, по результатам внутреннего контроля[35] структурных подразделений (филиалов Н-ского ВУЗа) выявлен и практически устранен ряд несоответствий установленным требованиям качества образовательной деятельности:

· несоблюдение требований ГОС ВПО по количеству и качеству профессорско-преподавательского состава общепрофессиональных дисциплин (штатных);

· несоблюдение требований государственной (итоговой) аттестации к качеству выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, магистерских диссертаций);

· несоблюдение Положения о текущем контроле по количеству дней на подготовку к зачетам и экзаменам; несоблюдение требований к организации учебного процесса[36], неэффективный педагогический контроль качества знаний[37];

· недостаточный уровень педагогического мастерстваППС – низкий процент преподавателей, прошедших повышение квалификации в срок[38].

· несоответствия, выявленные в Положениях о подразделениях вузапри сравнительном анализе задач и функций, напр., неполное соответствие задач и функций, типовых процессов[39] и функций подразделений, обеспечивающих учебный процесс; несоблюдение классической формулы «цель-функция-структура»[40]; недостаточное внимание обеспечению качества учебного процесса[41].

Причины появления несоответствий в структурных подразделениях, по мнению службы контроля качества образовательной деятельности, следующие:

Во-первых, потому что система управления качеством - это, в большей степени, исполнители с индивидуальной психологией, а не бумаги с правилами.

Во-вторых, получив очередное свидетельство об госаккредитации вуза или международный общественно-профессиональный сертификат качества, руководство считает, что цель достигнута и теряет интерес к вузовской системе качества, не умея извлечь из нее те значительные выгоды, которые в СМК заложены.

В-третьих, периодические плановые проверки, а также наблюдательные аудиты по указанию Совета (учредителя) ВУЗа, и как следствие - необходимость устранять несоответствия, выявленные в ходе их проведения, часто воспринимаются руководителями структур (филиалов) как несвоевременные, отвлекающие основных специалистов от выполнения «важной» текущей работы.

В-четвертых, при неработающей СМК восстановление всех необходимых документов и процедур перед плановыми наблюдательными аудитами (раз в два года) требует огромных усилий, что превращает полезный практический "инструмент" зачастую в полную профанацию.

Работает СМК успешно или нет проверить довольно просто. Достаточно запросить у подразделения ВУЗа протокол разбора последних несоответствий и протоколы проведения внутренних аудитов, журналы педагогического контроля. По содержанию этих документов эксперт легко может определить качество работы СМК.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: