Третейские и товарищеские суды

Глава 19. Разрешение споров третейскими судами

§ 1. Понятие о третейской форме защиты права и третейских судах. Виды третейских судов.

§ 2. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров между гражданами, а также между гражданами и юридическими лицами.

§ 3. Третейское разбирательство споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате.

§ 1. Понятие о третейской форме защиты права и третейских судах. Виды третейских судов

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют общие, хозяйственные и третейские суды.

Третейский суд — исторически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по гражданским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с системой государственных судов.

Третейский суд — негосударственный орган (суд), избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения возникшего или могущего возникнуть между ними гражданско-правового спора.

Таким образом, специфика третейского суда как формы юрисдикции по гражданским делам определяется следующим:

® третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов. В отличие от государственных судов он не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятельности;

® юридическая основа компетенции третейского суда на разрешение спора – заключенное сторонами соглашение о разбирательстве спора в третей­ском суде. Данное соглашение носит название третейского договора (третейского соглашения). При отсутствии такого соглашения рассмотрение спора в третейском суде невозможно.

Первые указания о возможности разрешения споров судьями, избранными по соглашению сторон, содержались еще в древнеримских Законах XII таблиц. В дальнейшем упоминания о третейской юрисдикции можно встретить в правовых памятниках средних веков. Начиная с XVIII в. и по настоящее время третейский суд наиболее популярен при разрешении споров в сфере торговли и иной экономической деятельности 1.

Преимуществами разбирательства гражданских дел в третейских судах являются:

1. Оперативность и экономичность третейского разбирательства, упрощенный порядок рассмотрения дела, признание за сторонами права по взаимному соглашению урегулировать большинство вопросов, связанных с порядком рассмотрения дела.

2. Конфиденциальность рассмотрения спора, а также окончательность решения вследствие отсутствия возможности подачи апелляционных, кассационных и надзорных жалоб.

3. Наличие специализации отдельных третейских судов в той или иной сфере, вследствие чего рассмотрение соответствующих споров ими осуществляется более компетентно.

4. Наличие возможности выбора сторонами не только самого третейского суда, который будет рассматривать дело, но и конкретных лиц (третейских судей). По-следние к тому же не обязательно должны являться профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствующую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.).

5. Наличие возможности создания в рамках третейского суда позитивной судебной практики и системы необходимых прецедентов правоприменения.

6. Существование нормативного механизма, позволяющего принудительно исполнить решение третейского суда через систему государственных судов.

В Республике Беларусь третейское разбирательство споров используется, как правило, при разрешении споров в сфере экономической (хозяйственной) деятельности. В то же время в некоторых государствах (например, в США) третейское разбирательство широко распространено и при рассмотрении иных споров (семейных, трудовых и т.д.).

С учетом мировой практики развития законодательства и правоприменения в сфере третейского рассмотрения гражданско-правовых споров третейские суды делятся на виды.

По сроку существования третейские суды делятся на:

® постоянно действующие (институциональные);

® временно создаваемые (третейские суды ad-hoc, временные, изолированные, разовые, инцидентальные третейские суды).

Постоянно действующие третейские суды существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров. Они функционируют без перерыва и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела. Как правило, такие третейские суды создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, торговых ассоциациях и др., они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры — регламенты.

Третейские суды ad-hoc учреждаются сторонами для разрешения конкретного дела. После его разрешения суд прекращает свое существование. Такие суды не имеют аппарата, порядок рассмотрения споров в них определяется сторонами.

По кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, можно выделить:

® третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан;

® третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан и юридических лиц;

® третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

По субъектному признаку своей компетенции третейские суды делятся на:

® внутренние, которые рассматривают споры только между субъектами того государства, в котором они расположены;

® международные, которые рассматривают споры с участием иностранных юридических и физических лиц;

® суды, рассматривающие и те, и другие споры.

По предметному признаку своей компетенции третейские суды делятся на:

® третейские суды общей компетенции, которые рассматривают любые гражданско-правовые споры в определенной сфере (например, любые споры в сфере осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей);

® третейские суды специальной компетенции, которые рассматривают только споры, вытекающие из правоотношений определенного вида (например, споры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений, споры, возникающие в сфере банковской деятельности, операций на фондовом рынке и т.д.).

В принятой за рубежом юридической терминологии третейский суд обычно обозначается термином «арбитраж», «арбитражный суд» (arbitration). В Российской Федерации арбитражными судами называются государственные суды, осуществляющие правосудие в сфере хозяйственных и иных экономических отношений, статус и компетенция которых соответствуют статусу и компетенции отечественных хозяйственных судов. Для терминологического обозначения в Российской Федерации третейских судов используют термин «коммерческий арбитражный суд» или «коммерческий арбитраж».

Третейский суд как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Публично-правовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейского суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государствами, международными организациями и иными субъектами международного публичного права 1.

Разрешение гражданско-правового спора третейским судом в том случае является эффективным средством защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, если в законодательстве закреплен определенный механизм, позволяющий обеспечить надлежащее осуществление третейской юрисдикции, признание со стороны государства равной юридической силы решений государственных и третейских судов, принудительное исполнение решений третейских судов.

Организация и деятельность третейских судов в Республике Беларусь регулируется рядом актов законодательства.

Закон от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» 2является основным актом, регламентирующим отношения, связанные с образованием и деятельностью международного арбитражного (третей-ского) суда. Такой суд в соответствии с ч. 1 ст. 7 данного Закона может быть создан некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Един­ственным постоянно действующим международным арбитражным (третейским) судом на территории Республики Беларусь является созданный в 1994 г. Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате. С 1996 г. в рамках Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате в качестве третейского суда специальной компетенции создана Морская арбитражная комиссия Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, которая, однако, на практике не рассмотрела ни одного дела.

Источниками правового регулирования деятельности международных арбитражных (третейских) судов в силу ст. 5 Закона «О международном арбитражном (третей­ском) суде» являются акты национального законодательства Республики Беларусь, международные договоры, а также арбитражные регламенты – своды правил, регулирующих организацию постоянно действующего международного арбитражного суда и процесс разрешения споров в нем, которые утверждаются организациями, создавшими третейские суды.

Республика Беларусь является участницей ряда международных договоров, регулирующих отношения в области арбитражного (третейского) рассмотрения споров в сфере внешнеторговых и иных международных экономических связей. Наиболее значимыми международными договорами в этой области являются Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение ино-странных арбитражных решений 1958 г. 1 и Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. 2

Порядок создания и деятельности третейских судов для рассмотрения споров между гражданами и юридическими лицами регламентируется Положением о третей-ском суде, которое является Приложением 3 к ГПК.

Элементы третейской юрисдикции имеются в деятельности Республиканского трудового арбитража, Положение о котором утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 1999 г. № 348 3. Являясь в соответствии с п. 1 Положения государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере, Республиканский трудовой арбитраж имеет компетенцию, определенную императивными нормами. В силу п. 4.3 Положения Республиканский трудовой арбитраж является обязательным юрисдикционным органом по рассмотрению ряда коллективных трудовых споров (в государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; в организациях, где законом установлены ограничения реализации права на забастовку, и т.д.). Однако по соглашению сторон Республиканский трудовой арбитраж может рассмотреть и иной коллективный трудовой спор. В последнем случае основание компетенции Республиканского трудового арбитража сходно с основанием компетенции третейского суда: таковым в обоих случаях является соглашение сторон о рассмотрении спора в соответствующем органе. Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) Республиканским трудовым арбитражем утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 1340 1.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ТК наниматели по соглашению с профсоюзами для урегулирования индивидуальных трудовых споров могут создавать органы примирения, посредничества и арбитража. Инструкция о порядке создания и работы трудовых арбитражей утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 августа 2004 г. № 29 2.

Нормы, регулирующие отношения в области третейского разбирательства, содержатся также в ГПК и ХПК Республики Беларусь. Так, в силу ст. 39 ГПК и ст. 40 ХПК возникающие из гражданских правоотношений споры, подведомственные общему или хозяйственному суду, могут быть по соглашению сторон переданы на разрешение третейского суда.

§ 2. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров между гражданами, а также между гражданами и юридическими лицами

В соответствии с Положением о третейском суде (Приложение 3 к ГПК, далее – Положение) на разрешение третейского суда может быть передан возникший из гражданско-правовых отношений спор между гражданами, а также между гражданами и юридическими лицами. Иные споры (между юридическим лицами, с участием граждан, но вытекающие из трудовых и семейных отношений, и т.д.) не могут быть предметом рассмотрения третейского суда, создаваемого в соответствии с Положением.

Третейский суд организуется всякий раз по особому соглашению всех участников спора, т.е. как третейский суд ad-hoc.

Основанием для рассмотрения дела в третейском суде является заключенный сторонами договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейский договор, третейская запись). Договор должен быть заключен в письменной форме и содержать: наименования сторон и их места жительства; предмет спора; имена избранных судей; срок разрешения спора; место и время составления договора (ст. 1, 5 Положения).

Третейский договор считается заключенным, если он составлен в виде единого документа, под которым имеются подписи сторон. Возможно заключение третейского договора путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК).

По своей юридической природе третейский договор – это разновидность гражданско-правовой сделки. Особенностью данной сделки является то, что в отличие от большинства сделок она влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия. Основные процессуальные последствия заключения третейского договора – его пророгационное и дерогационное действие.

Пророгационное действие третейского договора состоит в том, что он устанавливает компетенцию третейского суда на разрешение конкретного возникшего между сторонами спора. После заключения третейского договора ни одна из сторон в отдельности не может отказаться от договора в одностороннем порядке до истечения срока его действия, а уклонение стороны от участия в третейском разбирательстве не исключает возможность рассмотрения спора третейским судом и вынесения решения (ст. 9 Положения). Исключение составляют случаи, когда при рассмотрении дела в третейском суде сторона докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве стороне не было известно при заключении третей­ского договора. По такому основанию сторона вправе отказаться от договора в одностороннем порядке (ст. 6 Положения).

Дерогационное действие третейского договора состоит в том, что его наличие исключает подведомственность спора, в отношении которого заключен третей-ский договор, государственному суду. В соответствии с ГПК одной из отрицательных предпосылок права на предъявление иска по гражданским делам является отсутствие договора между сторонами о передаче спора на рассмотрение третейского суда. При наличии такого договора общий суд не вправе принять дело к производству и разрешить его по существу. При предъявлении одной из сторон в общий суд иска по спору, по которому имеется заключенный сторонами третейский договор, общий суд должен отказать в возбуждении дела в связи с отсутствием права на обращение в суд (п. 4 ст. 245 ГПК), а начатое дело – прекратить производством (п. 7 ст. 164 ГПК).

Третейский договор как сделка действителен при наличии общих условий действительности сделок, установленных гражданским законодательством (право- и дееспособность сторон, соблюдение обязательной письменной формы, соответствие воли сторон их выраженному волеизъявлению, соответствие содержания договора требованиям законодательства). Третейский договор не может быть заключен в отношении дел, передача которых на разрешение третейского суда, создаваемого в соответствии с Положением, запрещена законодательством, например споров, вытекающих из семейных и трудовых отношений (ст. 1 Положения), дел о банкротстве (ч. 2 ст. 19 Закона от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 1) и т.д.

Количественный состав третейского суда определяется по усмотрению сторон и может состоять из одного либо нескольких судей. В случае если стороны договорились о коллегиальном составе третейского суда, каждая из сторон самостоятельно избирает определенное одинаковое число судей, а избранные сторонами судьи по своему соглашению выбирают еще одного судью, который обычно является председателем состава третейского суда.

В силу ст. 4 Положения судьями третейского суда не могут быть лица: не достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или попечительством; лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью (в течение срока, указанного в приговоре); привлеченные к уголовной ответственности. Законодательство не устанавливает в числе требований к третейским судьям обязательного наличия у них юридического образования.

Рассмотрение дела в третейском суде должно осуществляться при неизменном составе судей. Замена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. В случае смерти, отъезда или тяжелой болезни одного из судей по соглашению сторон возможно либо разрешение спора оставшимися судьями, либо назначение нового судьи вместо выбывшего. Назначение нового судьи вместо выбывшего осуществляется в том же порядке, в каком был избран выбывший судья (или стороной, которая избрала выбывшего судью, или судьями, избранными сторонами). Об избрании нового судьи делается надпись в самой третейской записи, подписываемая всеми остальными судьями и сторонами.

Третейские судьи, в том числе избранные сторонами, не являются представителями сторон, обязаны разрешать спор на основе независимости и беспристрастности. Если кто-либо из судей отказывается от исполнения обязанностей третейского судьи или устраняется от участия в третейском разбирательстве вследствие выявленной заинтересованности в исходе дела, суд признается несостоявшимся (ст. 11 Положения).

Разбирательство дел в третейском суде по Положению производится бесплатно, какие-либо издержки сторонами судьям и друг другу не компенсируются, подаваемые в третейский суд заявления пошлинами или сборами не облагаются, гонорары судьям за исполнение ими своих обязанностей не выплачиваются.

Положение не регламентирует порядок разбирательства дела в третейском суде. В силу ст. 10 Положения третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в ГПК. Порядок разбирательства дела в третейском суде определяется соглашением сторон. При отсутствии соглашения порядок разбирательства определяется по усмотрению состава третейского суда.

При определении порядка рассмотрения дела в третейском суде следует учитывать, что гражданско-правовые споры являются по своей природе исковыми спорами. В связи с этим в третейском разбирательстве вполне могут использоваться характерные для гражданского процесса в целом общие институты искового производства: диспозитивность, иск, исковое заявление, возражения против иска, встречный иск, мировое соглашение и т.д.

В силу ст. 10 Положения третейский суд не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Указанное требование предполагает необходимость надлежащего извещения сторон о месте и времени разбирательства дела, отложение дела в случае отсутствия сведений о надлежащем извещении стороны и в случае уважительности причин неявки какой-либо из сторон в заседание третейского суда. Кроме того, указанное требование предполагает реализацию в третей­ском разбирательстве принципов состязательности и процессуального равноправия сторон. Каждой из сторон должна быть предоставлена равная возможность по защите прав, представлению доказательств, обоснованию своих требований и возражений.

Третейский суд признается несостоявшимся:

® вследствие истечения предусмотренного третейской записью срока;

® вследствие отказа кого-либо из судей от осуществления обязанностей третейского судьи или устранения такового из процесса по причине выявившейся заинтересованности в исходе дела;

® если при рассмотрении дела откроется обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны, если это обстоятельство может оказать влияние на исход дела;

® в случае смерти одной из сторон.

В ходе рассмотрения дела третейским судом могут применяться процессуальные институты отложения слушания дела и приостановления производства по делу.

Рассмотрение дела в третейском суде оканчивается вынесением решения. Решение постанавливается независимо от того, решается ли спор по существу составом третейского суда или же стороны пришли к взаимному соглашению по урегулированию спора.

Решение третейского суда выносится большинством голосов третейских судей, принимавших участие в рассмотрении дела, и составляется в письменной форме. В соответствии со ст. 13 Положения в решении третей­ского суда должны быть обязательно указаны: время и место постановления решения и состав третейского суда; дата и содержание третейской записи, на основании которой суд действовал; имена (наименования) всех участников спора; предмет спора (т.е. предмет и основания требований и возражений сторон); мотивы, по которым суд пришел к своим выводам (т.е. выводы третейского суда относительно установленных фактических обстоятельств дела, доказательств, которыми они подтверждаются, подлежащих применению к существу спора норм материального права); выводы суда по существу спора, содержащие ответ на все заявленные требования.

Решение третейского суда после его составления подписывается всеми третейскими судьями. Об отказе кого-либо из третейских судей от подписи или о наличии у кого-либо из них особого мнения делается отметка в решении. Решение объявляется сторонам в заседании суда. При этом состав суда должен также разъяснить сторонам по просьбе последних содержание и порядок исполнения решения, последствия отказа от его добровольного исполнения.

После объявления решения сторонам в заседании суда стороны расписываются в решении о том, что они ознакомлены с его содержанием. В случае отказа стороны от подписи или ее неявки без уважительных причин в заседание суда решение считается объявленным отсутствующей стороне, о чем в решении делается отметка председателя состава третейского суда (ст. 16 Положения).

Решение третейского суда не может быть обжаловано в кассационном или надзорном порядке, общий суд не вправе отменить или изменить это решение.

После вынесения решения все материалы дела третейского суда передаются для хранения в архив районного (городского) суда по месту разрешения спора третейским судом.

Несмотря на наличие соответствующих указаний в ГПК (п. 5 ст. 245, п. 8 ст. 164 ГПК), в отношении решения третейского суда нельзя применить юридическое понятие законной силы, поскольку законная сила судебного решения – это проявление юридической природы решения государственного суда как акта правосудия, вынесенного от имени государства.

В то же время решение третейского суда обладает определенной правовой силой, заключающейся в его исключительности и исполнимости.

В силу правила исключительности решения третей­ского суда государственный суд не вправе принимать к производству дело по спору, по которому уже вынесено решение третейского суда. В соответствии с п. 5 ст. 245, п. 8 ст. 164 ГПК суд должен отказать в возбуждении производства по делу в связи с отсутствием права на обращение в суд, а начатое дело – прекратить производством, если имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда имеется вступившее в законную силу определение суда об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Исполнимость решения третейского суда состоит в том, что в случае его неисполнения сторонами в добровольном порядке оно в силу ст. 17 Положения может быть приведено в исполнение принудительно. Соответственно согласно п. 6 ст. 461 ГПК решение третейского суда является одним из оснований исполнения в исполнительном производстве, а в силу п. 1 ст. 462 ГПК на основании решения третейского суда районным (город-ским) судом может быть выдан исполнительный лист.

Исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается тем районным (городским) судом, в который переданы на хранение материалы рассмотренного третейским судом дела. Для выдачи исполнительного листа взыскатель подает в указанный районный (городской) суд письменное заявление. ГПК не регулирует процессуальный порядок рассмотрения судом этого заявления. Представляется правильным сделанный в процессуальной литературе вывод о том, что данное заявление должно рассматриваться в порядке, аналогичном порядку рассмотрения заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (ст. 465 ГПК), т.е. в судебном заседании с извещением о рассмотрении заявления сторон, которым должно быть предоставлено право высказать свои доводы по сути заявления 1.

В соответствии со ст. 18 Положения при выдаче исполнительного листа судья районного (городского) суда должен проверить, не противоречит ли решение третей-ского суда закону и не было ли допущено при его вынесении нарушения правил, предусмотренных Положением.

По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда районный (городской) суд выносит определение. В том случае, если суд установит нарушение третейским судом при вынесении решения норм Положения или иных законодательных актов (например, отсутствие заключенной сторонами третейской записи или ее ничтожность, нарушение установленных Положением правил о составе третейского суда и т.д.), он своим определением отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Если подобных нарушений не обнаружено, суд выносит определение о выдаче исполнительного листа.

В силу ст. 19 Положения на определение суда об отказе в выдаче исполнительного листа может быть подана частная жалоба или принесен частный протест в 10-дневный срок со дня вынесения определения. В соответствии с ч. 2 ст. 463 ГПК в кассационном порядке может быть обжаловано (опротестовано) определение как об отказе в выдаче, так и о выдаче исполнительного листа на основании несудебных правоохранительных актов, являющихся основаниями исполнения. Соответственно частная жалоба или частный протест могут быть поданы как на определение об отказе в выдаче, так и на определение о выдаче исполнительного листа на основании решения третейского суда.

После вступления в законную силу определения о выдаче исполнительного листа суд, принявший определение, выдает исполнительный лист. Дальнейшее исполнение исполнительного листа осуществляется по общим правилам исполнительного производства, предусмотренным ГПК.

После вступления в законную силу определения суда об отказе в выдаче исполнительного листа заинтересованное лицо вправе обратиться по общим правилам с соблюдением установленного законом порядка за разрешением дела в общий суд (ст. 20 Положения). При этом последний не вправе отказать в возбуждении дела по заявлению лица или прекратить производство по данному делу по основаниям, предусмотренным п. 4, 5 ст. 245, п. 7, 8 ст. 164 ГПК.

Третейское разбирательство споров с участием граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Положением, не получило в Республике Беларусь широкого распространения по ряду объективных и субъективных причин:

1. Из числа споров, которые могут быть рассмотрены в третейском суде, исключены споры, возникающие из семейных и трудовых правоотношений. Изучение практики третейского разбирательства споров с участием граждан в тех государствах, где оно наиболее развито (например, в США), дает основания утверждать, что именно семейные и трудовые споры достаточно часто передаются сторонами на разрешение третейского суда вследствие возможности обеспечения конфиденциальности их рассмотрения, минимизации расходов и по иным причинам.

2. Установленный ст. 8 Положения принцип бесплатности рассмотрения споров в третейском суде исключает возможность привлечения к рассмотрению дел в качестве третейских судей квалифицированных специалистов в соответствующих областях.

3. Положение не предусматривает существования постоянно действующих третейских судов для рассмотрения споров с участием граждан. Однако именно такие суды вследствие наличия у них аппарата, правил процедуры могли бы наиболее эффективно осущест-влять юрисдикцию по этим делам.

4. Участники правоотношений не в должной мере проинформированы как о самой возможности третейского разбирательства споров, так и о его преимуществах. Судьи общих судов, как правило, не выполняют возложенной на них п. 3 ст. 261, ч. 1 ст. 280 ГПК обязанности разъяснять сторонам по делу при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и в подготовительной части судебного разбирательства право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий.

По указанным причинам можно утверждать, что в Республике Беларусь требуется разработка нового законодательства о третейском разрешении споров с участием граждан и юридических лиц, причем регулирующий данные отношения закон должен носить самостоятельный характер (как это сделано, например, в Российской Федерации).

§ 3. Третейское разбирательство споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово- промышленной палате

Как указано ранее, Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате 1является единственным в Республике Беларусь постоянно действующим третейским судом. Источники правового регулирования его деятельности – международные договоры Республики Беларусь, Закон от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» (далее – Закон), а также Регламент этого суда, утвержденный 6 июня 2000 г. Президиумом Белорусской торгово-промышленной палаты (далее – Регламент).

В соответствии со ст. 4 Закона, ст. 2 Регламента Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее – МАС) рассматривает:

® споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

® споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

® споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

® иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, МАС является одновременно и международным третейским судом, рассматривая споры с участием иностранных юридических и физических лиц, и внутренним третейским судом, в который по соглашению сторон могут быть переданы и споры экономического характера между гражданами и юридическими лицами, местонахождение или местожительство которых находится на территории Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь не запрещена передача данной категории дел на разрешение третейского суда.

Компетенция МАС на рассмотрение спора может быть установлена также законом или международным договором Республики Беларусь.

Спор может быть рассмотрен МАС только при наличии соответствующего третейского договора (арбитражного соглашения). Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора) или в виде самостоятельного договора и обязательно в письменной форме. Оно считается заключенным, если содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает рассмотреть дело в МАС, а другая не возражает против этого. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает упомянутую оговорку частью договора.

При рассмотрении споров в МАС в соответствии со ст. 3 Закона, ст. 1 Регламента действуют принципы:

® равенства прав сторон;

® свободы выбора сторонами состава суда, применимого права, процедуры и языка судопроизводства;

® договорной подсудности всех рассматриваемых дел;

® приоритета общепризнанных принципов международного права;

® независимости МАС и арбитров;

® конфиденциальности рассмотрения дел;

® содействия окончанию спора посредством заключения сторонами мирового соглашения;

® окончательности выносимых судом решений.

МАС в силу ч. 2 ст. 3 Закона руководствуется также теми принципами хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, которые не противоречат вышеуказанным, например принципами состязательности (ст. 19 ХПК), диспозитивности (ст. 23 ХПК), непосредственности (ст. 24 ХПК) и т.д.

Спор разрешается МАС в составе одного или трех арбитров. Количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения включает трех арбитров. Для разрешения споров истцы и ответчики выбирают арбитров из Рекомендательного списка, являющегося приложением в Регламенту, по своему усмотрению. Им принадлежит также право избирать арбитрами лиц, в Рекомендательном списке арбитров не названных. Если стороны договорились о разрешении спора единоличным арбитром, они избирают конкретных лиц в качестве основного и запасного арбитров по взаимному согласию. Если стороны договорились о разрешении спора тремя арбитрами, истец избирает одного основного и одного запасного арбитров и указывает их в исковом заявлении. Ответчик обязан сообщить суду об избрании им основного и запасного арбитров в течение 30 дней с момента получения копии искового заявления. Два избранных сторонами арбитра в течение 10 дней выбирают основного и запасного арбитра-председателя. Арбитром-председателем может быть избрано (назначено) лишь лицо, внесенное в Рекомендательный список арбитров. Если сторона не производит назначения арбитра в установленный срок, соответствующего арбитра назначает Председатель МАС. Аналогично решается вопрос о назначении арбитра-председателя, если избранные сторонами арбитры в установленный срок не производят его избрание.

Состав суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования. Этот срок может быть продлен Председателем МАС.

Язык разбирательства определяется соглашением сторон с учетом возможностей арбитров. Если соглашение не достигнуто, дело рассматривается на белорусском или русском языке.

Разбирательство дела ведется конфиденциально, если состав суда по просьбе или с согласия сторон не принял решение рассмотреть его публично. Участники закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию, о чем предупреждаются единоличным арбитром или арбитром-председателем.

При рассмотрении дела в МАС стороны несут арбитражные расходы, которые состоят из арбитражного сбора и издержек, связанных с рассмотрением дела. При подаче искового заявления истец обязан уплатить регистрационный сбор, сумма которого впоследствии засчитывается в счет подлежащего оплате арбитражного сбора.

Арбитражный сбор уплачивается истцом при предъявлении иска и зависит от цены иска. Издержки, связанные с рассмотрением дела, состоят из командировочных и иных расходов, понесенных арбитрами, сумм, выплачиваемых свидетелям, экспертам (экспертным учреждениям) и специалистам, расходов, связанных с осмотром на месте, перевозкой и хранением вещественных доказательств и иных расходов суда.

По результатам рассмотрения дела арбитражные расходы распределяются между сторонами по тем же правилам, по которым распределяются между сторонами судебные расходы при рассмотрении в суде гражданского дела. Стороне, в пользу которой вынесено решение, состав МАС присуждает с другой стороны все понесенные ею необходимые расходы по делу. Если иск удовлетворен частично, расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой отказано.

Порядок разбирательства дела МАС ни Законом, ни Регламентом подробно не регламентируется, но предполагает стадии возбуждения дела, подготовки к судебному разбирательству, разбирательства дела в судебном заседании, постановления решения суда или определения о прекращении дела. Однако стороны по своему усмотрению могут договориться о порядке разбирательства дела, в том числе отступив от соответствующих положений Закона и Регламента (ч. 1 ст. 25 Закона). Исключение составляют императивные нормы Закона (jus cogens), отступать от которых при рассмотрении спора суд и стороны не вправе (например, принцип процессуального равноправия сторон).

Истец при обращении в МАС излагает свои требования в форме письменного искового заявления, которое должно соответствовать требованиям ст. 21 Регламента. О возбуждении производства по делу Председатель МАС выносит определение и в недельный срок уведомляет об этом стороны. Одновременно ответчику направляется копия искового заявления с прилагаемыми документами, а также Регламент и Рекомендательный список арбитров.

Ответчик в течение 30 дней после получения искового заявления и приложенных к нему документов составляет и направляет в МАС ответ на исковое заявление.

После получения искового заявления, ответа на иск и приложенных к ним документов состав суда готовит дело к судебному разбирательству, а затем назначает время и место рассмотрения дела. О времени и месте рассмотрения спора стороны извещаются заблаговременно.

Если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство проводится, как правило, в помещении МАС. По просьбе сторон, а в случае необходимости – и по собственной инициативе состав суда может рассмотреть дело в другом месте.

Разбирательство дела производится или в устной форме (слушания), при которой состав суда в судебном заседании исследует доказательства, заслушивает доводы сторон и их обоснование, или в форме письменного разбирательства, при котором дело рассматривается без судебного заседания на основе одних только письменных доказательств.

МАС при рассмотрении дела не связан нормами процессуального законодательства Республики Беларусь.

В качестве доказательств при рассмотрении дела в МАС могут быть использованы объяснения сторон, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другие носители информации, если с их помощью можно получить сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения спора (ст. 33 Регламента).

Заканчивается разбирательство дела, как правило, вынесением решения, содержание которого должно соответствовать ст. 40 Регламента. Копии решения вручаются или направляются по почте сторонам.

Если стороны при рассмотрении дела заключают мировое соглашение, то на его основе состав МАС также выносит решение, в котором фиксирует условия достигнутого сторонами соглашения.

Решение МАС является окончательным и обязательным для сторон. Возможности аппеляционного, кассационного или надзорного обжалования решения МАС Закон не предусматривает. В соответствии со ст. 43 Закона обжалование решения МАС может быть произведено лишь путем подачи в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь ходатайства об отмене решения. При этом Высший Хозяйственный Суд при рассмотрении данного ходатайства не проверяет решение МАС по существу, его обоснованность, правильность применения норм материального и (или) процессуального права. Он вправе отменить решение МАС лишь при наличии оснований, прямо указанных в ст. 43 Закона, которые продублированы также в ч. 2 ст. 255 ХПК:

® если одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна или это соглашение недействительно по праву, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания – по праву Республики Беларусь;

® если сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;

® если решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит положения по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

® если состав международного арбитражного суда или порядок разбирательства дела не соответствовали соглашению сторон;

® по иным указанным в Законе основаниям.

Порядок рассмотрения Высшим Хозяйственным Судом ходатайств об отмене решений МАС урегулирован в ст. 251–256 ХПК.

Вынесенное МАС решение подлежит принудительному исполнению как на территории Республики Беларусь, так и за границей. Исполнение решения на территории Республики Беларусь производится на основании исполнительного документа – судебного приказа, выдаваемого хозяйственным судом по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства последнего не известны – по месту нахождения его имущества. Судебный приказ может быть выдан только по заявлению стороны арбитражного разбирательства, в пользу которой принято решение. Порядок рассмотрения хозяйственным судом такого заявления урегулирован в ст. 258–262 ХПК. Должник вправе возражать против выдачи хозяйственным судом судебного приказа по основаниям, указанным в ст. 260 ХПК, которые по своему содержанию в целом аналогичны основаниям отмены решения арбитражного суда, содержащимся в ст. 43 Закона и ч. 2 ст. 255 ХПК. Дальнейшее исполнение выданного судебного приказа на исполнение решения МАС осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов по правилам раздела IV ХПК «Исполнительное производство».

Исполнение решения МАС за границей Республики Беларусь производится на основании соответствующих международных договоров, в частности Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством конкретного государства, в котором испрашивается признание и исполнение решения.

Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. Понятие и значение третейского разрешения гражданско-правовых споров.

2. Виды третейских судов.

3. Третейское разбирательство споров граждан и юридических лиц.

4. Порядок разбирательства дел в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате.

Глава 20. Рассмотрение гражданских дел товарищескими судами

Рассмотрение гражданских дел товарищескими судами – несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Порядок образования и деятельности, а также компетенция товарищеских судов определены Положением о товарищеских судах, утв. Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 29 марта 1977 г. 1Положение со времени принятия не претерпело изменений, в связи с чем деятельность товарищеских судов имеет большое значение для применения мер общественного воздействия к правонарушителям, а сами применяемые этими судами меры представляют собой альтернативу уголовному наказанию и административному взысканию в случае совершения деяний, не представляющих большой общественной опасности.

Вместе с тем к компетенции товарищеских судов относилось разрешение некоторых категорий гражданско-правовых дел. Однако следует отметить, что в связи с дальнейшим развитием гражданского законодательства эффективность защиты гражданских прав товарищескими судами практически свелась к нулю, а рассматриваемые ими гражданские споры стали явлением уникальным.

Действующий ГК не относит товарищеские суды к органам, осуществляющим защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов. ГПК содержит лишь три упоминания о товарищеских судах. Во-первых, наличие решения товарищеского суда, принятого в пределах его компетенции, указано в п. 6 ст. 245 ГПК в качестве обстоятельства, препятствующего возбуждению в общем суде производства по делу при наличии тождественного спора в связи с отсутствием права на обращение в суд. Во-вторых, состоявшееся решение товарищеского суда, принятое в пределах его компетенции, обусловливает прекращение производства по делу в случае возникновения в суде тождественного спора согласно п. 6 ст. 164 ГПК. В-третьих, п. 10 ст. 461 ГПК устанавливает, что решения товарищеских судов об имущественных взысканиях подлежат принудительному исполнению.

Несмотря на это, изучение компетенции товарищеских судов способствует наиболее полному уяснению форм и способов защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, а также усвоению содержания принципов и ряда основных институтов гражданского процессуального права.

Товарищеские суды представляют собой выборные органы общественной юрисдикции, цель которых – предупреждение правонарушений, проведение воспитательной работы и создание обстановки нетерпимости в обществе к любым антиобщественным поступкам. Эти суды могут быть созданы на любых предприятиях, в учреждениях, организациях, в домах, поселках, сельских населенных пунктах и т.д. Решение о создании товарищеского суда принимается общим собранием трудового коллектива соответствующей организации или собранием граждан, а в некоторых случаях требует санкционирования местных исполнительных и распорядительных органов. Срок полномочий судов – 2 года.

К компетенции товарищеских судов относится рассмотрение лишь некоторых дел, вытекающих из жилищных, семейных и трудовых правоотношений1.

Рассмотрение таких дел осуществляется по заявлениям граждан, руководителей предприятий, учреждений, организаций или по инициативе самого товарищеского суда. При поступлении заявления или наличии оснований для возбуждения дела председатель суда или его заместитель устанавливает, кто должен быть вызван на заседание суда, и знакомит участников спора с имеющимися материалами.

Лицами, участвующими в разбирательстве дела в товарищеском суде, являются привлеченный к товарищескому суду (например, по делу о прогуле без уважительной причины) и участники спора (например, спора об использовании подсобных помещений).

Явка граждан по вызову товарищеского суда обязательна. В случае неявки привлекаемого к товарищескому суду или участника гражданско-правового спора на заседание суд должен выяснить причины неявки и в зависимости от установленных обстоятельств вторично назначить дело к слушанию. В случае вторичной неявки лица без уважительных причин товарищеский суд может рассмотреть дело в его отсутствие.

Дела рассматриваются товарищескими судами публично в составе не менее трех или иного нечетного количества членов товарищеского суда. Председательствующий и члены товарищеского суда не могут участвовать в рассмотрении дела, если кто-либо из них является участником спора, родственником участника спора или лица, привлеченного к товарищескому суду, свидетелем, а также при наличии иных обстоятельств, дающих основание считать председательствующего или членов товарищеского суда лично заинтересованными в исходе дела. В этих случаях они обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод им может быть заявлен лицом, привлеченным к товарищескому суду, и участниками спора. Вопрос об отводе разрешается всем составом товарищеского суда, рассматривающим данное дело.

При разбирательстве дел в товарищеском суде лицо, привлекаемое к суду, и участники спора пользуются равными правами, в том числе правом ходатайствовать об истребовании дополнительных документов и вызове свидетелей.

Руководители предприятий, учреждений и организаций, другие должностные лица и граждане обязаны по требованию товарищеского суда представлять необходимые по делу сведения и документы.

Товарищеский суд осуществляет рассмотрение дела по имеющимся материалам, заслушивает объяснения привлеченного, участников спора и свидетелей. Присутствующим на заседании предоставлено право задавать вопросы и выступать по существу рассматриваемого дела. При рассмотрении дела ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем заседания.

Решение товарищеского суда принимается большинством голосов членов суда, участвующих в рассмотрении данного дела. Принятие решения осуществляется при наличии условий, исключающих постороннее воздействие на состав суда. В решении указываются время и место рассмотрения дела, наименование и состав товарищеского суда, данные о лице, в отношении которого рассматривается дело, характер спора, мотивы решения и доказательства, на которые ссылается товарищеский суд, результаты рассмотрения спора, а также срок и порядок обжалования решения.

По результатам рассмотрения спора товарищеский суд может вынести одно из следующих решений:

® обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу;

® объявить товарищеское предупреждение;

® объявить общественное порицание;

® объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати;

® поставить перед руководителем предприятия, учреждения, организации вопрос об увольнении работника в соответствии с действующим законодательством, а также о лишении виновного полностью или частично в соответствии с действующим законодательством премий, вознаграждений по итогам годовой работы и за выслугу лет и др.

Некоторая часть компетенции товарищеских судов о постановке вопросов перед руководителем не применяется, так как ТК не содержит ряда дисциплинарных взысканий, упомянутых в Положении.

При рассмотрении спора товарищеский суд удовлетворяет заявленное требование полностью или частично или отказывает в нем. В случае примирения участников спора суд принимает решение о прекращении производства по делу. Если при рассмотрении спора товарищеский суд придет к выводу, что дело ввиду его сложности не может быть им разрешено, он передает дело в районный (городской) суд.

Решение товарищеского суда подписывается председательствующим и членами суда, объявляется публично и доводится до сведения коллектива.

Решение подлежит исполнению в срок, указанный в решении. Товарищеский суд осуществляет контроль за исполнением своих решений. При неисполнении решения в установленный срок председатель товарищеского суда направляет дело в общий суд.

На основании решения товарищеского суда общим судом выдается исполнительный лист, являющийся исполнительным документом. При выдаче исполнительного листа судом проверяется законность вынесенного товарищеским судом решения. По результатам проверки суд выносит определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа. Указанное определение может быть обжаловано или опротестовано.

В случае незаконности решения товарищеского суда общий суд мотивированным постановлением отказывает в выдаче исполнительного листа.

Если при рассмотрении дела товарищеским судом последний выявит причины и условия, способствовавшие совершению нарушений трудовой дисциплины, других правонарушений, он при наличии к тому оснований выносит определение, которое доводит до сведения трудовых коллективов, общественных организаций и должностных лиц. В определении указываются: время и место его вынесения, наименование и состав товарищеского суда, данные о лице, в отношении которого рассматривается дело, конкретные обстоятельства, наличие которых создало благоприятную обстановку для совершения правонарушения, кому направляется копия определения. О принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений трудовой дисциплины и других правонарушений, должностные лица и общественные организации обязаны сообщить товарищескому суду в месячный срок.

Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. Порядок образования товарищеских судов и их компетенция.

2. Порядок рассмотрения дел товарищескими судами.

3. Порядок исполнения решений товарищеских судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: