№
|
Наименование и содержание тем
| Объем выделяемого времени, час.
|
1.
| Введение. Графический дизайн (определение, место в системе проектной культуры, жанровое многообразие). Задачи и основные художественные средства графического дизайна (графика, типографика, фотографика). Сфера деятельности дизайнера-графика, основные критерии качества и действенности графического проекта.
|
|
2.
| Происхождение плаката, древнейшие образцы. Краткая история прикладной графики в Европе. И. Гутенберг. Немецкие блокбюхеры. Технологические открытия: А. Зенефельдер, Г. Энгельман. Первые типографии Парижа. Сатирические журналы «Карикатюр» и «Шаривари» (работы О. Домье, Ж. Гранвиля, П. Гаварни и др.). Карикатура нравов.
|
|
3.
| Графический дизайн Франции в эпоху Ар Нуво: Ж.Шере, Ж.Менье, А.Муха, Т.Стейнлен, А.Тулуз-Лотрек, П.Боннар. Газета «Жиль Блаз Иллюстре».
|
|
4.
| Графический дизайн Великобритании в эпоху модерна: У.Моррис, У.Крейн, А.Макмердо, О.Бердслей, Ч.Р.Макинтош.
|
|
5.
| Предметный плакат в Германии нач. ХХ в.: Л.Бернгард, Л.Хольвайн, Т.Т.Гейне, Ю.Гипкенс, Г.-Р.Эрдт, О.Оттлер. Ключевые принципы sachplakat.
|
|
6.
| Графический дизайн Германии нач. ХХ в. (югендстиль): журналы «Пан», «Югенд», «Симплициссимус».
Графический дизайн выставочного объединения Сецессион и Венских мастерских: Г.Климт, Й.М.Ольбрих, Й.Хоффман, О.Экман, К.Мозер.
|
|
7.
| Графический дизайн Бельгии нач. ХХ в.: А. ван де Вельде, А.Менье, Ф.Туссен.
Графический дизайн Италии нач. ХХ в.: М.Дудович, Дж.Маталони, Л.Капиелло, М.Ораци.
Туристический и предметный плакат в Швейцарии первых десятилетий ХХ в. Г. Мэттер и др.
Графический дизайн в США нач. ХХ в. Э.Пенфилд. Журналы Harper's, Life.
|
|
8.
| Графический дизайн П. Беренса. Понятие фирменного стиля.
Графический дизайн Франции в эпоху Ар Деко: Парижская выставка 1925 г., А. Кассандр, Ж.Карлу, Ш.Лупо, П.Колен.
|
|
9.
| Графический дизайн Италии эпохи Б.Муссолини.
Графический дизайн итальянских футуристов: Ф.Т.Маринетти, Ф.Деперо.
Графический дизайн немецких дадаистов: Дж.Хартфилд, Х.Хех, Р.Хаусманн, Г.Гросс, Х.Балль, К.Швиттерс. Концептуальная программа и художественный метод дадаистов. Журнал К.Швиттреса «MERZ».
|
|
10.
| Графический дизайн группы Де Стиль: Т. ван Дусбург, П. Цварт. Творчество Х. Веркмана, П. Шутемы.
Типографика Баухауза: Г.Байер, Ю.Шмидт.
Концепция «типо-фото» Л. Мохой-Надь.
|
|
11.
| Швейцарская школа графического дизайна: М.Билл, Э.Келлер, А.Хофманн, Й.Мюллер-Брокманн, А.Фрутигер, К.Виварелли, Э.Рудер. Характеристика Международного стиля типографики.
Я. Чихольд. Концепция Новой типографики. Творческая биография мастера.
Книга Э.Рудера «Типографика».
Книга А.Херлберта «Сетка: Модульная система конструирования газет, журналов и книг».
|
|
12.
| Графический дизайн «Новой волны»: В. Вейнгарт, Э.Грейман, Д.Фридман, Н.Броуди, Д.Карсон, Р.Шрайфегель, Н.Трокслер, К.Виндлин.
Ведущие европейские дизайн-студии и мастера графического дизайна последних десятилетий ХХ в. – ХХI вв.: П.Рэнд, О.Айхер, Э.Шпикерман («Метадизайн»), студии «Landor», «Total Design», «Emigre».
|
|
13.
| Период предыстории и раннего развития дизайн-графики в России (ХVIII- нач. ХIХ вв.)
Формы отечественной рекламной графики ХVIII – 1-й пол. ХIХ в.
Лубок как явление проторекламы в России.
Печатная реклама в городской среде и повседневной жизни России в
кон. XIX — нач. ХХ вв.
Рекламная графика в России кон. XIX — нач. ХХ вв. (особенности формообразования, истоки, художественные тенденции).
Виды печатной рекламы в России на рубеже ХIХ – ХХ вв. Понятие «акцидентных работ».
|
|
14.
| Окна РОСТА. История, мастера, художественные особенности.
Идентификация товаров в России на протяжение ХVIII – ХХ вв. Товарный знак (определение, функции).
Товарный знак (определение, функции). Товарный знак как основа корпоративной идентификации. Фирменный стиль.
Коммерческая реклама эпохи НЭПа. Работы реклам-конструкторов В. Маяковского и А. Родченко.
|
|
15.
| Отечественный графический дизайн 1920-1930-х гг. Концепция фотомонтажа (А. Родченко, В. Степанова, С. Сенькин, С. Телингатер, Г. Клуцис).
Эль Лисицкий: концепция визуальной книги. Творческий путь мастера (плакаты, папки графических листов, иллюстрации, фотомонтажи, реклама, оформление журналов и каталогов выставок).
Советский киноплакат. Братья Стенберги, Н. Прусаков, А. Лавинский, М. Длугач и др. Конструктивизм – характеристика художественного движения.
|
|
16.
| Советский плакат 1930 – 1940-х гг. Плакат периода Великой Отечественной войны. И. Тоидзе, Д. Моор, В. Дени, Н. Долгоруков, В. Корецкий, Н. Пинус, В. Кулагина и др. Идеологический плакат, задачи пропаганды.
Художественные реалии и проблемы плаката доперестроечного тридцатилетия (сер. 1950 – сер. 1980-х гг.). Этикетка, упаковка, товарный знак, журнальные обложки, плакат. Прикладная графика в системе Союза художников СССР и Художественного фонда СХ.
Отечественный графический дизайн конца 1980-х – 1990-х гг.
|
|
17.
| Компьютеризация производства и влияние этого процесса на эстетику полиграфии. Создание настольных издательских систем. Компьютерные методы проектирования и исполнения печатной продукции.
Наружная реклама (условия ее визуальной эффективности).
Шрифт как основа типографики (классификация, исторические семейства, требования к шрифтам).
Виды печати и особенности их оттисков.
Возможности использования флексографской печати.
Основные способы печати рекламной продукции в полиграфической отрасли.
Использование трафаретной печати в рекламе.
Технология подготовки издания к печати офсетным способом (общая характеристика).
|
|
| ИТОГО: 100
|
|
3. ТЕматический план