Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.

2. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир инновационных процессов в образовании.

3. Инновационные технологии в педагогике.

4. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения.

5. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.

6. Инновационные процессы в образовании.

7. Инноватика образования и образовательные технологии.

8. Инновационность в образовании и подготовке учителей.

9. Инновационная деятельность в российском образовании.

10. Концепции инновационной деятельности в образовании.

11. Инноватика. Сущность инновационной деятельности в образовании.

12. Предпосылки интегративного процесса модернизации.

13. Исследование инновационных процессов и модернизация образования.

14. Модель современного (модернизированного) образования.

15. Проблемное поле инноваций в педагогике и педагогической деятельности.

16. Инновационные процессы в социологии образования.

17. Различные формы инноваций в педагогике и в системе образования.

18. Анализ понятийного пространства инноватики и инновационной деятельности.

19. Инновационная деятельность в пространстве определенной социальной практики.

20. Модернизация содержания и структуры образования в повышении профессионализма современного педагога.

21. Инновационное образование как философско-антропологическая категория.

22. Научно-философские основания инноваций в образовании.

23. Новшество. Виды новшества.

24. Нововведения. Сущность и структура инновационного процесса.

25. Закономерности инновационного процесса.

26. История становления инноватики и изучения инновационных процессов.

27. Инновационные социокультурные преобразования в современной педагогике.

28. Проектирование как культурная форма инновационных процессов в универсуме образования,

29. Проектно-исследовательская деятельность в инновационном образовании.

30. Пути реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ.

31. Процессы модернизации образовательных учреждений.

32. Инновационные педагогические технологии в образовании.

33. Реформирование российской системы образования: концепции стандартов и содержания.

34. Инновационные модели обучения в системе высшего образования.

35. Образовательная инноватика в мировой педагогике.

36. Инновационное направление развития современной науки образования.

37. Культуросообразность как основа инновационных процессов в профессиональном образовании.

38. Моделирование инновационной педагогической деятельности в вузе.

39. Образовательные инновационные модели. Концептуальные основы и их реализации на практике.

40. Функции и условия инновационной деятельности будущего учителя.

41. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности.

42. Структура инновационного образовательного процесса.

43. Авторские школы как виды инноваций в образовании.

44. Развитие готовности будущего учителя к инновационной деятельности.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование от 14 января 2010 г. N 35

Программа утверждена на заседании кафедры № 1 от 30 августа 2013 г.

Разработчики:

Кафедра педагогики, к.п.н., профессор Сытина Н.С.

к.п.н., доц. Мунирова Л.Р.

Эксперты:

Министр образования РБ, д.п.н., профессор Гаязов А.С.

Кафедра педагогики, д.п.н., профессор Терегулов Ф.Ш.

Семинар 1. Новации и инновации в педагогической науке и практике

Семинар 2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика.

Семинар 3. Инновационная деятельность магистра.

Семинар 4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество.

Семинар 5. Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений.

Семинар 6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении.

Семинар 7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений.

Семинар 8. Осуществление проектов элитарного образования.

Список литературы (статьи из журналов)

1. Алиев, Ю. Б. Знакомство с явлением стиля в искусстве как инновационное дидактическое средство повышения художественной культуры подростков [Текст]/ Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. - 2009.- № 2. - С. 80 - 97.

2. Беспалько, В.В. Можно ли купить инновации? [Текст] / В. В. Беспалько // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 30 - 36.

3. Бутакова, О. А. Структура инновационного образовательного процесса / О. А. Бутакова // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 18 - 21.

4. Васюкевич, В.В. Внедрение электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам в образовательную практику вуза [Текст] / В. В. Васюкевич// Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 39 - 55.

5. Воробьев, Г.А. Инновации в информатизации современного вуза [Текст] / Г. А. Воробъев // Высшее образование в России. - 2009. - № 12. - С. 37 - 39.

6. Гаибова, В.Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников [Текст]/ В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская// Инновации в образовании. - 2006.-№5. - С.28-39.

7. Гафурова, Н. В. Инновационный подход к подготовке преподавателей для системы профессионального образования / Н. В. Гафурова, С. И. Осипова// Высшее образование сегодня. - 2009. - № 6. - С. 72 - 75.

8.Гергокова, Ж.Х. Роль образования в формировании национальной инновационной системы [Текст]/ Ж.Х. Гергокова// Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 22 - 29.

9. Гнатышина, Е. А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования [Текст]/ Е. А. Гнатышина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 57 - 59.

10. Горенков, Е. М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы [Текст]/ Е. М. Горенков // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 1. - С. 57 - 60.

11. Громкова, М.Т. Подготовка преподавателей к реализации электронного обучения [Текст] / М. Т. Громкова // Инновации в образовании. - 2009. - № 9. - С. 47 - 64.

12. Гуров, В.Н. Предшкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста в лицее: вызовы нового времени [Текст] / В. Н. Гуров, Т.П. Романенко, Н.А. Симонова // Инновации в образовании. - 2010. - № 3. - С. 37 — 46.

13. Демина, О.А. Проектирование и конструирование модели взаимодействия педагога и студента при изучении иностранного языка [Текст]/ О. А. Демина, Е. Т. Китова, Э. Г. Скибицкий // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 4 - 10.

14. Додонова, Л.П. Онтологическая основа инноваций в образовании [Текст]/ Л. П. Додонова // Философия образования. - 2008.- № 1. - С. 357 - 361.

15. Дячкин, О.Д. Теоретические аспекты и технологии реализации образовательных стандартов третьего поколения [Текст] / О. Д. Дячкин// Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 29-32.

16. Елизарова, Л.Е. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования [Текст]/ Л. Е. Елизарова, Л. А. Холодкова, В. П. Чернолес // Инновации в образовании. - 2006.-№3. - С.74-83.

17. Еремин, А.С. Заключительные этапы анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода [Текст] / А. С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010. - № 8. - С. 120 - 141.

18. Еремин, А.С. Разработка и апрбация кейсов [Текст] / А. С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010. - № 3. - С. 15 - 36.

19. Еремин, А.С. Подготовка к обсуждению кейса в аудитории [Текст] / А. С. Еремин// Инновации в образовании. - 2010. - № 5. - С. 84-105.

20. Зеер, Э.Ф. Институциональный подход к иновациям в образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер, С.А. Новосёлов, Э.Э.Сыманюк // Инновации в образовании. - 2010. - №1. - С.52 - 63.

21. Козлова, А.В. Адаптация студентов к информационно - коммуникационной образовательной среде вуза [Текст]/ А. В. Козлова // Инновации в образовании. - 2009. - № 5. - С. 56 — 65.

22. Котова, С. А. Школьный консилиум как инновационная образовательная технология [Текст] / С. А. Котова // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 186 — 192.

23. Княженко, Л.П. Инновационный стиль преподавателя. Условия его формирования [Текст]/ Л. П. Княженко // Высшее образование сегодня. - 2007.- № 5. - С. 68-71.

24. Куклев, В.А. Мобильное обучение как инновация [Текст]/ В. А. Куклев// Инновации в образовании. - 2007.- № 6. - С. 52 - 59.

25. Лазарев, В.С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения её развития [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 12 - 22.

26. Лобанова, Е.В. Становление вузов как центров инноваций требует разработки современных критериев оценки инновационной деятельности [Текст] / Е. В. Лобанова, Г.А. Шабанов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 15-20.

27. Мищенко, Л.В. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников в условиях реализации современных образовательных программ [Текст] / Л. В. Мищенко // Инновации в образовании. - 2009. - № 9. - С. 79 — 93.

28. Новиков, А. А. Медиаобразовательные квесты [Текст]/ А. А. Новиков, А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008.- № 10. - С. 71 - 93.

29. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) [Текст]/ В. М. Полонский // Инновации в образовании. - 2007. - №2. - С.4 — 14; №3. - С.4 – 12.

30. Саксонова, Л.П. Культуросообразность - основа инновационных процессов в профессиональном образовании [Текст]/ Л. П. Саксонова // Инновации в образовании. - 2006.-№3. - С.12-32.

31. Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность [Текст]/ В. Ф. Самохин, В. П. Чернолес // Инновации в образовании. - 2006.- №6. - С.4-9.

32. Скаковская, Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Скаковская, Н.Л. Лучинина, В.В. Мигаль // Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 61 - 67.

33. Смирнова, И. Э. Инновационные проекты в школе: делимся опытом, спрашиваем, обсуждаем [Текст]/ И. Э. Смирнова // Инновации в образовании. - 2008.- № 11. - С. 120 - 125.

34. Тарабаева, В. Б. Причины конфликтов инновационного развития [Текст]/ В. Б. Тарабаева // Высшее образование сегодня. - 2008.- № 12. - С. 22 - 25.

35. Тарасова, О.А. О педагогической инноватике [Текст] / О. А. Тарасова // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 105 - 107.

36. Торгунская, Н.Л. Педагогическая сущность инноваций в вузе [Текст]/ Н. Л. Торгунская // Высшее образование сегодня. - 2007.- №4. - С. 49-50.

37. Трайзе, С.Э. Инновации в электронном тестировании [Текст]/ С. Э. Трайзе// Инновации в образовании. - 2006.-№4. - С.229-232.

38. Уваров, А. Распространение инновационных материалов - шесть шагов к успеху [Текст] / А. Уваров // Российское образование;. - 2009. - № 5. - С. 75 - 80.

39. Хомерики, О.Г. Информационный тезаурус педагогической инноватики [Текст] / О. Г. Хомерики // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 21 - 33.

40. Шилов, К.В. Классификация инноваций [Текст]/ К. В. Шилов // Инновации в образовании. - 2007. - №3. - С.52 - 58.

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела  
1. Новации и инновации в педагогической науке и практике Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике. Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств. Прежде всего, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны. Понятие "нововведение" мы считаем синонимом понятия "инновация". Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.  
2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения. Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.  
3. Инновационная деятельность магистра. Сущность инновационной направленности педагогической деятельности Чаще всего это понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия для создания и распространения инноваций. И пока речь идет о коллективной деятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполне оправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта — требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого субъекта инновационного процесса. И в данном случае объектом инновационной деятельности являются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующий период и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а ее приемы, способы или средства для данного сообщества людей стали носить рутинный характер. Этапы инновационной деятельности От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях. Элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты, программы и выполняющие их организации, такие как центры, предприятия, объединения. В аспекте данной работы, выполняющими организациями являются высшие учебные заведения. Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.  
4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ОБЛАСТИ. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОЭР ПО НАПРАВЛЕНИЯМ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: -научно-методическое сопровождение комплексной модернизации региональной системы образования; -разработка комплексной программы реализации президентской инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»; -апробация моделей предшкольного образования; -программа деятельности ОУ (школы I ступени) по внедрению ГОСТ второго поколения; -организационно-методические условия развития олимпиадного движения; -разработка программ комплексного сопровождения одаренных и талантливых детей; -развитие психолого-педагогической компетентности взрослых, ответственных за социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей; -педагогические условия подготовки конкурентоспособного выпускника в системе НПО и СПО; - методическое сопровождение коррекционно- развивающего процесса в контексте обновления региональной системы специального образования; -духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на основе традиций отечественной и региональной культуры; - гражданско-патриотическое воспитание как условие реализации современной модели выпускника -научно-методическое сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования как условие развития системы дополнительного образования региона -моделирование процедуры контроля в процессе обучения -разработка технологий оценивания внеучебных достижений учащихся в условиях реализации стандарта нового поколения -разработка технологий интеграции общего и дополнительного образования детей. -разработка механизмов развития общественно-государственного управления в образовании -пути и средства достижения высокого качества образования на селе -первичная и вторичная психолого-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних в системе образования -разработка и апробация новых моделей школы (например, модель школы полного дня, парк-школа и т.п.)  
5. Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности В сфере образования на региональном уровне проблемы управления и организации связаны, прежде всего, с ее социально-экономическими и организационно-техническими аспектами. Социально-экономический аспект отражает особенности политических, правовых, экономических, социальных и других форм общественных отношений, т.е. такие вопросы управления, которые связаны с внешней средой - региональной инфраструктурой рынка; организационно-технический - воздействие внутренней среды на организацию и технологию процессов продвижения образовательных услуг и обуславливает необходимость ее изучения. Развитие региональной системы образования может быть охарактеризовано через: увеличение количества разнообразных образовательных учреждений, использующих различные образовательные программы или их сочетания; уровень удовлетворения потребности различных групп населения в образовательных услугах; высокое качество образовательных услуг. Управление развитием региональной системы образования характеризуется способностью: создавать условия для развития системы; обеспечивать инновационную деятельность образовательных учреждений, координацию и экспертизу их деятельности; создавать механизмы отбора и оценки новшеств для широкого распространения; предоставлять широкие возможности повышения квалификации, обмена опытом и получения научно-консультативных услуг для всех желающих; обеспечивать прогнозирование результатов развития системы образования. Основными принципами управления в региональной системе образования являются: принцип развития инновационного профессионально-личностного потенциала субъектов региональной системы образования, направленный на осмысление, проектирование и реализацию образовательных новшеств; принцип прогностичности, предполагающий прогнозирование сценариев изменений региональной системы образования вследствие внедрения инноваций, их рисков и социальных эффектов; принцип демократизации управления, предполагающий активизацию государственно-общественного управления на всех уровнях системы образования; принцип оптимальности и здоровье сбережения, ориентированный на отбор инноваций с учетом оптимального использования ресурсов и предупреждения перегрузки. Управлением в региональной образовательной системе могут быть реализованы следующие функции: стимулирующая - содействие раскрытию потенциальных возможностей развития человека, мотивация педагогов на профессионально-личностные достижения в освоении, создании и реализации инноваций, стабилизирующая - упорядочивание и стабилизация всех процессов, происходящих в образовательных учреждениях региона и обеспечение их общей направленности на повышение качества образования в русле реализации педагогических новшеств; экспертная, предполагающая экспертизу, отбор и фиксацию такого содержания, средств и методов управленческой деятельности, которые являются эффективными для достижения запланированных результатов; прогностическая, обеспечивающая сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления; прагматическая - выбор и принятие управленческих решений, которые обеспечат достижение гарантированного результата посредством рационального использования ресурсов инновационного потенциала региональной образовательной системы  
6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. Современная методология исследования образования определяет логику и способы познания его предмета в широком социокультурном контексте. Стратегические направления современных исследований в области образования: - выходят за рамки практической деятельности образовательных учреждений и устанавливают для исследовательского поля более широкие границы, привлекая социокультурный контекст; - определяют факторы влияния различных общественных процессов на образование; - определяют факторные влияния образования на общественные процессы; - делают выводы, которые могут быть интерпретированы в стратегии развития систем образования и их различных аспектов, то есть отразиться на государственной (региональной) политике в области образования. Основной методологический подход в исследовании образования – системный. Системный подход может реализовываться в научном исследовании в трех аспектах: морфологическом, когда рассматриваются подробно элементы системы (морфология системы); структурном, который позволяет устанавливать взаимосвязи между элементами системы; функциональном, смысл использования которого в рассмотрении системы с позиции ее внешнего аспекта. Целевой этап ориентирован на определение целей управления инновационными процессами на основе анализа результатов социально-экономической, психолого-педагогической и образовательной экспертизы. Проектировочный этап заключается в разработке программы развития региональной системы образования во взаимосвязи с программами развития других сфер региона. Организационный этап направлен на создание условий для реализации стратегических и тактических задач развития региональной системы образования – разработка и реализация целевых подпрограмм, стратегии локальных, модульных и системных изменений; на этом этапе как относительно самостоятельная задача выделяется задача подготовки педагогических и управленческих кадров к инновациям. Внедренческий этап включает управление освоением и реализацией педагогических новшеств в деятельности субъектов региональной системы образования, путем разработки соответствующих нормативных документов и определения материальных ресурсов, необходимых для реализации инноваций. Экспертно-оценочный этап включает оценку эффективности проводимых преобразований с точки зрения поставленной цели, оценку полученных социальных эффектов и рисков. Рефлексивный этап включает анализ и осмысление субъектами управления собственного опыта по инновационному развитию образовательного процесса с целью нового понимания собственных убеждений, ценностных ориентаций и практических действий. Качество управленческой деятельности на каждом из выделенных этапов зависит от учета основных законов протекания инновационных процессов (Л.С. Подымова, И.И. Проданов, В.А. Сластенин): - закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды; - закон финальной реализации инновационного процесса; - закон стереотипизации педагогических инноваций; - закон цикловой повторяемости; - закон возвращаемости педагогических инноваций. Сущность закона необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды заключается в том, что любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит необратимые деструктивные изменений в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. Закон финальной реализации инновационного процесса связан с тем, что любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится новшество, должен рано или поздно (стихийно или сознательно) реализоваться в массовой практике. Закон стереотипизации педагогических инноваций состоит в следующем: любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Сущность закона цикловой повторяемости педагогических инноваций заключается в повторном возрождении новшества в новых условия. Закон дестабилизации педагогической инновационной среды занимает особое место среди перечисленных выше законов, поскольку он (в отличие от других) действует на всех этапах инновационного процесса.  
7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников. По данным Министерства образования Республики Башкортостан, в республике действуют 450 городских и 2814 сельских школ, т.е. на селе находятся 86% школ. Президент РБ М.Г. Рахимов на августовском совещании 1996 г. выделил следующую особенность работы сельских школ: “Она оторвана от крупных промышленных и духовных центров, в ней порой недостает современных средств обучения. Да и в содержании своей деятельности она утратила в значительной степени свою специфику и стала ориентироваться на содержание деятельности городской школы, что, безусловно, отрицательно сказалось на развитии сельской школы, на ее традициях, привело их к деформации. Здесь немало проблем с кадрами педагогов”. Применение современных информационных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Несмотря на то, что компьютер прочно вошел в жизнь и ему принадлежит будущее, в решении вопроса компьютеризации и информатизации сельских школ значительного перелома к лучшему не произошло. И это связано с рядом объективных и субъективных причин. Что из себя представляет сельская школа? Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства. И. Чечель считает, что в отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в вузах. Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских.  
8. Осуществление проектов элитарного образования В глубине души каждый педагог и руководитель образовательного учреждения мечтает работать в «лучшей» школе. Но лучшее — это и есть «элитарное». Поэтому проблема элитарного образования является вполне реальной и актуальной. Тем более, что даже в Законе Российской Федерации об образовании (1992) в статье 13 говорится о том, что «органы государственной власти и управления могут создавать образовательные учреждения элитарного типа для детей, подростков, молодых людей, проявивших выдающиеся способности». Правда, при этом оговаривается, что «сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется из бюджета учредителя», а «критерии отбора обучающихся в указанные образовательные учреждения определяются учредителями и доводятся до сведения общественности». К сожалению, такие «элитарные школы» реально становятся доступными лишь для детей богатых родителей. И в этом явно не просматривается государственного подхода. С другой стороны, государство все-таки признает необходимость создания элитарной школы. Но остается вопрос, что вообще считать элитарной школой? В наиболее сконцентрированном виде проблема формирования элитарных ориентаций, а в идеале — формирования полноценной элиты присутствует именно в образовании, а не в политологии, как иногда ошибочно считают. В культуре накоплен огромный опыт воспитания элиты и воспитания простолюдинов — массы. Лишь только в последние столетия, в результате борьбы масс за свои права (правда, борьбы, часто возглавляемой некоторыми представителями все той же элиты) удалось несколько демократизировать образовательную систему и сделать ее более доступной для большинства населения (см. Джуринский, 1999). При этом сама необходимость формирования элитарного общественного слоя определяется не только закреплением существующих порядков, но и реальной неоднородностью (неодинаковостью) населения. В любом обществе должны быть «лучшие» представители, которым остальная часть населения как бы «доверяет» выполнение определенных функций (руководство, образование, политика, научное и художественное творчество и др.). Проблема лишь в том, кто должен быть этими «лучшими» людьми. В примитивном обществе — это всего лишь наследники элиты, но уже в более демократических системах доступ в «высшие слои» общества должен быть свободным для всех достойных претендентов, согласно их реальным достоинствам и талантам, а не потому, что «папенька с маменькой (или «дяденька с тетенькой») мне помогут». Пытаясь определить сущность элитарного образования. В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская отмечают, что подлинное элитарное образование должно «выводить субъекта из состояния техногенной адаптации и умиротворения» и «переводить его в состояние беспокойства, отчаяния и возбуждения», что требует «поиска принципиально новых форм личностного (и социального) бытия». И в этом отношении «стремление к элитарному образованию является не практической, а личностно-духовной привилегией» (Гуваков, Фигурновская, 1997, с. 9–10). К сожалению, современные варианты элитарного образования в России часто лишь порождают новые проблемы. Особенно это чувствуется в профессиональной ориентации и профессиональном образовании, ведь когда «мы говорим — профессия, подразумеваем статус, который она дает» (Вознесенская, 1996, с. 40). Молодые люди при планировании своих карьер нередко сталкиваются с тем, что «престижное положение в обществе достигается сплошь и рядом людьми, которые не могут похвастаться высоким уровнем образования; предметом демонстрации, гордости, похвальбы выступает иное…» (см. Константиновский, Шубкин, 1996, с. 5). Элитарное образование иногда связывают и с распространением платных учебных заведений, но все это приведет к «дальнейшему выделению привилегированных учебных заведений» и «социальная дифференциация получает при этом новую возможность для углубления», т.к. «социальные низы» при этом обязательно «проиграют».  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: