Предпосылки и особенности философии экзистенциализма

Основы экзист. были заложены в XIX в. датским теологом и философом Кьеркегором, а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и своими предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Гуссерля и «философию жизни» Дильтея, Ницше, а также Достоевского. Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы.

Так, в России, накануне 1МВ, теория экзистенциализма проповедовалась Шестовым и Бердяевым, которые в 20-х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, во Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после 1МВ и связан с именами Ясперса, Больнова; в период 2МВ и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции - Ж.-П. Сартр, А. Камю - и др. европ. странах - Испании (Ортега-и-Гассет,), Италии (Пачи, Аббаньяно и др.).
В конце 50-х гг. экзистенциализм стал распространяться в США. В 1962 г. в Нью-Йорке была опубликована книга Брейсаха «Введение в соврем. экзист.», в которой автор говорит об экзистенциализме как отражении в философии «века гибели иллюзий».
Настроение кризиса и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми столкновениями, полит. убийствами, разгулом преступности, эконом. спадом и ростом безработицы, затем войной во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувства беспокойства и неуверенности.
Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим полит. убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал сотрудничества с нацистами, а либерал Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды; Сартр, Камю и Бовуар были участниками французского Сопротивления, боролись с немецким фашизмом, выступали за мир и демократию.
При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центр. положением этой Ф. является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзист. Ф. выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе.
Интерес к этой Ф. связан с тем, что она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме - человека, его места и роли в мире.
Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиц. взглядов на истор. развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Эту Ф. часто называют «Ф. отчаяния», или «Ф. кризиса».
Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва». Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает не только как «Ф. отчаяния», но и как «Ф. утешения».
Философы-экзистенциалисты часто обращаются к худож. творчеству. Среди них много писателей, особенно во Франции. С другой стороны, основная проблематика экзистенциализма - человек и смысл его жизни - не может быть безразличной писателям и художникам. Поэтому близкие к экзистенциализму настроения проявлялись у таких писателей, как Сент-Экзюпери, Хемингуэй, Ремарк и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: