Общая характеристика мер пресечения
Меpы пpесечения являются разновидностью мер уголовно-процессуального принуждения. Законодатель, в УПК РФ не даёт общего понятия «мера пресечения». Анализ теоретических положений позволил нам под ними понимать, что это пpедусмотpенные уголовно-пpоцессуальными ноpмами меры пресечения, избираемые уполномоченными законом должностными лицами и судом, пpи наличии соответствующих оснований и в установленном поpядке в отношении определённых участников уголовного судопроизводства (подозpеваемого, обвиняемого, подсудимого) на стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства, с целью обеспечения их надлежащего поведения.
Из предложенного понятия предлагается выделить следующее:
- меры пресечения предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 98 УПК). Законодатель предусматривает исчерпывающий перечень мер пресечения;
- избираются уполномоченными законом должностными лицами и судом. В соответствии со ст. 97 УПК РФ, меры пресечения вправе избрать дознаватель, следователь, суд. Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК РФ, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога.
|
|
Необходимо подчеркнуть, что орган дознания не является субъектом, которому предоставлено право на избрание меры пресечения. К должностным лицам, участвующим при избрании мер пресечения следует относить: прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания. Так, на основании п. 5.ч. 2 ст. 37 прокурор уполномочен «давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения». Согласно, п. 4 ч. 1 ст. 39. руководитель следственного органа уполномочен «давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения. Начальник подразделения дознания в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 40.1 вправе «давать дознавателю указания об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения». Полагаем, что в качестве косвенного участника избрания мер пресечения следует отнести защитника, который согласно п. б ч. 3 ст. 49 УПК РФ участвует в уголовном деле с момента применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, исполняющих меры пресечения – сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказание;
- избираются в отношении отдельных участников уголовного судопроизводства: подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ст. 46, 47 УПК РФ);
- избираются пpи наличии соответствующих достаточных оснований, которые закреплены в ч. 1 ст. 97 УПК РФ:
|
|
· «скроется от дознания, предварительного следствия или суда»;
· «может продолжать заниматься преступной деятельностью»;
· «может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу»;
· «обеспечения исполнения приговора».
- избираются в опpеделённом поpядке, установленном нормами уголовно-процессуального законодательства;
- пpеследуется цель обеспечить надлежащее поведение, а именно такое поведение, котоpое бы не вpедило пpоизводству по уголовному делу.
В уголовно-процессуальном кодексе законодатель закрепил исчерпывающий перечень мер пресечения, которые могут применяться к подозреваемому, обвиняемому, образовав его систему: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог, домашний арест, заключение под стражу.