Структура личности в классическом психоанализе (З. Фрейд)

Id (Оно) – аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным, присутствует с рождения, закреплено в конституции индивида. Id чувственно, иррационально, свободно от каких-либо ограничений, аморально.

Это самая мощная сфера личности, не признает течения времени, действует по принципу удовольствия, ее содержание – в основном составляют импульсы агрессивные и сексуальные. В нем сосуществуют противоположные импульсы, которые могут действовать одновременно вследствие объединения под давлением принципа экономии, для разрядки напряжения объединяясь в компромиссные образования. Для процессов в Id не существует логических законов.Оно незнакомо ни скакими-либо оценками, ни с моралью, ни с добром и злом, иррационально и бессознательно. Поэтому находится в антагонизме со Сверх-Я.

Особенность Оно – отсутствие хода процессов во времени. Импульсы в нем и через десятилетия ведут себя так же, как будто возникли заново. Обесценить и лишить их энергии можно, лишь сделав осознанными – на этом основано психоаналитическое воздействие.

Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. Оно насыщено сексуальной энергией либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество его энергии есть постоянная величина. Подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Ego (Я) – сфера личности, характеризуется внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Согласно Фрейду, вырабатывается из Оно в раннем детстве, задача Ego – найти реалистичные формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от Эдипова комплекса), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью.

Я – совокупность организованных сил, непосредственно связанных с сознанием. Я находится в услужении у трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Я вынуждено наблюдать за внешним миром, удалять все искажения от внутренних источников возбуждения – принцип удовольствия замещается на принцип реальности, обещающий большую надежность и успех.

Во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учета требований Сверх-Я и внешнего мира, не совместимых с требованиями Оно. По мере развития Сверх-Я Я становится полем битвы между Оно и Сверх-Я. В результате возникают психологические защиты. Я часто не справляется и реагирует появлением страха, который может быть перед реальным миром, страх совести, невротический страх перед силой Оно. Терапия психоанализом предполагает сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия, освоить области Оно, тем самым освободить энергию, укрепить Я.

Syper-Ego (Сверх-Я) – психическая система,которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии, облегчает социальную адаптацию («голос совести»). СодержаниеSuper-Ego – совесть и Ego-идеалы.

По современным данным Super-Ego развивается линейно с первого года жизни. Первыми Ego-идеалами выступают родители или лица из ухаживающего окружения. В подростковом возрасте происходит модификация Ego-идеалов, которые смещаются на групповых лидеров в среде сверстников, учителей, спортсменов, рок- и поп-певцов, кинозвезд – таким образом подростковый идеал все более удаляется от родительских фигур, что способствует снижению тревоги. В течение жизни Syper-Ego остается подверженным переносу: например, при прохождении курса психоаналитической терапии психоаналитик часто воспринимается преследующим и выносящим суждения, что провоцирует возникновение к нему тех чувств, которые вызывали у пациента в детстве родители.

Цель терапевтического анализа состоит в ослаблении влияния Syper-Ego на Ego-функционирование. Содержание Super-Ego лежит в основе формирования социальных чувств – стыда и вины. В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Super-Ego, и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам – защите, любви, внимании и заботе. Родители, наказывая, дают необходимые тепло, ласку, заботу. Идентифицируясь с этими свойствами, ребенок получает возможность любить, защищать себя, и появившееся вследствие этого чувство гордости дает возможности избежать разочарования и фрустрации. Хронически заниженное самоуважение свидетельствует о конфликте между Ego-идеалами.

Проявления Syper-Ego. Человек может оказаться способным на любое правонарушение из-за отсутствия моральных стандартов или, напротив, сверхнормальным, следящим за порядком, осуждающим за проступки других людей. В некоторых случаях он способен к поведению, провоцирующему наказание – для смягчения своей бессознательной вины, чем сильно озадачивает окружающих.

По мере развития самокритики самонаказания, самовознаграждения возникает более устойчивое чувство благополучия. Как только возникает такая стабильность и независимость, можно говорить о самостоятельном Syper-Ego. Если ребенок (подросток) наделяет авторитетом внешние фигуры, не может взять на себя полностью ответственность за собственные поступки – Syper-Ego слабое. При нехватке самостоятельности может иметь место зависимость от других, что одновременно вызывает сопротивление их давлению и порядкам, т.е. основанием служит принцип удовольствия. В случае, когда поведение подростка не совпадает с поведением, ожидаемым от него взрослыми людьми, родителями, он не способен идентифицироваться с авторитетными фигурами. Если подросток, а, впоследствии, и взрослый человек не достигает саморегуляции и самостоятельности Syper-Ego, то он продолжает ожидать соответствия своим желаниям от внешнего мира и получает всякий раз психическую травму, когда его желания не оправдываются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: