Технологическое и техническое обслуживание машин при хранении

Технологическое обслуживание машин проводят при подготовке их к хранению и при снятии с хранения, техническое обслуживание — в процессе хра­нения ГОСТ 7751—85 установлены следующие требо­вания к их проведению.

Технологическое обслуживание машин при подготов­ке к длительному хранению должно включать очистку и мойку машин, доставку на закрепленные места хра­нения, снятие с машин и подготовку к хранению состав­ных частей, подлежащих хранению в специально обо­рудованных складах; герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проник­новения влаги, пыли; консервацию машин, составных частей или восстановление поврежденного лакокрасоч­ного покрытия; установку машины на подставки или подкладки.

Перед постановкой машины на хранение ее очищают от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и дру­гих остатков, удобрений и ядохимикатов. Очистку машин от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов проводят на специальных участках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.

Составные части, на которые недопустимо попада­ние воды (генераторы, магнето пускового двигателя, реле и др.), предохраняют защитными чехлами. После очистки и мойки машины следует обдуть сжатым воз­духом для удаления влаги.

Рекомендуемые моющие и очищающие средства приведены в таблице 10.1.

При длительном хранении машин на открытых пло­щадках снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад: электрооборудование (аккумуляторные бата­реи, генератор, фары и др.); втулочно-роликовые цепи; приводные ремни; составные части из резины, полимер­ных материалов и текстиля (шланги гидросистем, рези­новые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие си­денья, полотняно-планчатые транспортеры и др.); стальные тросы; ножи режущих аппаратов; инструмент и приспособления. Детали для крепления снимаемых составных частей машины устанавливают на свои мес­та. К снятым составным частям прикрепляют бирки с указанием хозяйственного номера машины.

При хранении машины в закрытом помещении сос­тавные части (кроме аккумуляторных батарей) допус­кается не снимать с машин при условии их консерва­ции и герметизации.

Электрооборудование (фары, генератор, стартер, магнето, аккумуляторные батареи) очищают, обдувают сжатым воздухом, клеммы покрывают защит­ной смазкой. Аккумуляторы, хранящиеся на складе, бывшие в эксплуатации, полностью заливают электро­литом и хранят заряженными в неотапливаемом вен­тилируемом помещении.

В т у л о ч н о -р оликовые цепи очищают, промы­вают в промывочной жидкости, выдерживают не менее 20 мин в подогретом до 80...90° моторном масле и ска­тывают в рулон. Допускается хранение втулочно-роликовых цепей в закрытых ваннах, погруженными в отра­ботанное моторное или трансмиссионное масло. При­водные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, просушива­ют, припудривают тальком и связывают в комплекты. При хранении в закрытых помещениях или под наве­сом цепи и ремни после подготовки к хранению уста­навливаются без натяжения на машины.

Разрешается открыто хранить пневматические шины в разгруженном состоянии на машинах, уста­новленных на подставках. Поверхности шин покрыва­ют защитным составом. Давление в шинах при закры­том и открытом хранении снижают до 70% нормаль­ного.

Наружные п ов е р х н о с т и гибких шлан­гов гидросистемы очищают от грязи и масла. Допус­кается хранить шланги на машине. При этим ихпокры­вают защитным составом или обертывают изолирующим материалом (парафинированной бумагой, полиэти­леновой пленкой и т. п.).

Тросы очищают, покрывают защитной смазкой и сворачивают в мотки.

Все отверстия, щели, полости (загрузочные и вы­грузные, смотровые устройства, заливные горловины' баков и редуктор, заслонки карбюраторов и вентилято­ров, отверстия сапунов гидросистем, выхлопные трубы двигателей и др.), через которые могут попасть атмо­сферные осадки во внутренние полости машин, плотно закрывают крышками или пробками-заглушками. Для обеспечения свободного выхода воды из системы ох­лаждения и конденсата сливные устройства оставляют открытыми. Капоты и дверцы кабин должны быть за­крыты.

Металлические неокрашенные поверх­ности рабочих органов машин (режущие ап­параты, отвалы, ножи, сошники, шнеки и т. д.), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроци­линдров, шлицевые и сварные соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резь­бовые поверхности деталей и сборочных единиц, а так­же внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации. Подлежащие консервации поверхности машин очищают от механиче­ских загрязнений, обезжиривают и высушивают. Кон­сервацию проводят в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на машину кон­кретной марки.

Поврежденную окраску на деревянных и металличе­ских деталях и сборочных единицах, за исключением ремонтного фонда, восстанавливают посредством нане­сения на поверхность лакокрасочного или другого за­щитного покрытия.

При длительном хранении внутренние по­верхности агрегатов и составных частей (двигателя, гидросистемы, узлов трансмиссии, ходовой части) должны быть законсервированы путем заполне­ния внутренних полостей рабоче-консервационными или рабочими маслами с последующим проворачиванием механизмов;

Рычаги и педали механизма управления устанавли­вают в положение, исключающее произвольное включе­ние в работу машин и их составных частей. Пружины в натяжных механизмах и приспособлениях разгру­жают и смазывают защитной смазкой или окрашивают.

Машины устанавливают на подставки или подклад­ки в положение, исключающее перекос и изгиб рам и других узлов и обеспечивающее разгрузку пневматиче­ских колес и рессор. Для навесных и полунавесных ма­шин должны быть специальные подставки, обеспечива­ющие устойчивость, при хранении и удобство при наве­шивании на трактор. Между шинами и опорной поверх­ностью должен быть просвет 8...10 см.

Состояние машин следует проверять в период хра­нения в закрытых помещениях не реже одного раза в два месяца, на открытых площадках и под навесами — ежемесячно. После сильных ветров, дождей и снежных заносов проверку и устранение обнаруженных недостат­ков следует проводить немедленно.

При техническом обслуживании машин в период хранения проверяют: правильность установки машин на подставках или подкладках (устойчивость, отсутст­вие перекосов, перегибов); комплектность (с учетом снятых составных частей машин, хранящихся на скла­де); давление воздуха в шинах; надежность герметиза­ции (состояние заглушек и плотность их прилегания); состояние антикоррозионных покрытий (наличие защитной-, смазки, целостность окраски, отсутствие корро­зии); состояние защитных устройств (целостность и прочность крепления чехлов, ящиков, щитов, крышек). Обнаруженные дефекты должны быть устранены. Еже­месячно проверяется плотность электролита в аккуму­ляторах и при необходимости производится подзарядка.

Технологическое обслуживание машин при снятии с хранения включает: снятие машин с подставок (под­кладок); очистку и при необходимости расконсервацию машин, их составных частей; снятие герметизирующих устройств; установку на машины снятых составных час­тей, инструмента и принадлежностей; проверку работы и регулировку машин и их составных частей; очистку, консервацию или окраску и сдачу на склад подставок, заглушек,, чехлов, бирок и т. п.

Рекомендуемые материалы, необходимые для про­ведения технологического и технического обслуживания машин при хранении, приведены в Приложении 3.

Рассмотрим особенности хранения машин при меж­сменном и кратковременном способах хранения.

При межсменном хранении допускается хранить ма­шины на площадках и пунктах межсменного хранения или непосредственно на месте проведения работ. Банки, емкости, бункера, баки, трубо- и тукопроводы машин для приготовления и внесения удобрений и ядохимика­тов должны быть тщательно очищены до полного уда­ления остатков удобрений и ядохимикатов. Все отвер­стия, через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, должны быть плотно за­крыты крышками. Аккумуляторные батареи должны быть отключены.

При кратковременном хранении проводятся очистка и мойка машины, герметизация отверстий, консервация металлических неокрашенных наружных поверхностей, установка машин на подставки или подкладки. Транс­портерные ленты (полотняные и прорезиненные) при кратковременном хранении свыше одного месяца на открытых площадках снимают и свернутыми в рулоны сдают на склад. Аккумуляторные батареи отключают. В случае хранения машин при низких температурах или свыше одного месяца аккумуляторные батареи сни­мают и сдают на склад.

Хранение тракторов, самоходных шасси, автомобилей и прицепов. Подготовка двигателя к длительному хра­нению включает: консервацию поверхностей деталей, расположенных внутри двигателя (внутреннюю консер­вацию), и промывку системы охлаждения; герметиза­цию внутренних полостей двигателя; консервацию на­ружных неокрашенных поверхностей деталей двигателя (наружную консервацию); упаковку двигателя в чехол из полимерной пленки или другого материала (при от­сутствии капота).

В бак пускового двигателя заливают смесь бензина с антикоррозионной присадкой, в картер и регулятор — рабоче-консервационное масло. При отсутствии (или менее 15% объема) топлива в топливных баках консервацию их следует производить с применением летучих ингибиторов.

Рабочие поверхности шкивов привода вентилятора и генератора очищают от следов коррозии и подвергают консервации. Воздухоочиститель очищают, промывают.

Открытые шарнирные и резьбовые соединения меха­низма навески гидросистемы, натяжных механизмов, механизмов подъема, направляющих колес, рулевых трапеций тракторов и автомобилей очищают и "смазы­вают. Выступающие части штоков гидроцилиндров и амортизаторов покрывают защитной смазкой.

Хранение уборочных машин. Наружные поверхности составных частей уборочных комбайнов промывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления ос­татков влаги. Места скопления пожнивных ос­татков внутри молотилки очищают и обдувают сжатым воздухом. После обдувки производят дезинфекцию внутренних поверхностей.

Консервацию двигателя, топливной аппаратуры и гидросистемы уборочных машин производят так же, как для тракторов.

Отверстия во внутренние полости машины закрыва­ют специальными заглушками. Молотилку зерноубо­рочного комбайна со стороны копнителя закрывают щитом или шторкой из влагонепроницаемого матери­ала.

Ножи режущих аппаратов очищают, покрывают за­щитной смазкой, вставляют в деревянные чехлы-пер­чатки, обвязывают проволокой и сдают на склад. Допускается хранение ножей режущих аппаратов в за­крытых ваннах, погруженными в отработанное мотор­ное или трансмиссионное масло.

Штоки гидроцилиндров втягивают внутрь цилинд­ров, выступающую часть штока покрывают защитной смазкой.

У кормоуборочных комбайнов снимают подборщик с измельчителем и устанавливают на копирующие баш­маки и специальную подставку, смонтированную на каркасе подборщика. Жатки с тележками устанавлива­ют на подставках. Сменный измельчающий аппарат со швырялкой устанавливают на специальную подставку.

У свеклоуборочных комбайнов отсоединяют и сни­мают погрузочный элеватор корней; корпус элеватора ботвы поднимают до вертикального положения и привязывают к раме машины. Картофелеуборочные ком­байны приводят в транспортное положение.

Под мотовила жаток уборочных машин длиной бо­лее 3 м следует устанавливать разгружающие опоры через каждые 2 м.

Хранение почвообрабатывающих, посевных и поса­дочных машин. Балластные ящики дисковых лущильников, дисковых борон и кольчатых катков освобождают от земли, из водоналивных катков сливают воду. Под рабочие органы плугов и культиваторов, кольчатые и водоналивные катки устанавливают прокладки. Бата­реи дисковых лущильников и борон поднимают и устанавливают в транспортное положение.

Звенья зубовых, ножевых и других борон отсоеди­няют от ваг и покрывают защитной смазкой, укладыва­ют на подкладки в штабель высотой не более 1 м. Ваги покрывают защитной смазкой и складывают на под­кладки возле борон. Под колеса и заделывающие орга­ны посевных и посадочных машин, опущенные в рабо­чее положение, устанавливают подкладки.

Крышки и заслонки сменных и высевающих бунке­ров и ящиков машин закрывают. Режущие кромки сошников, металлические семян и тукопроводы, наружные детали высевающих, туковысевающих, вычерпывающих л посадочных аппаратов, а также резьбы регулировоч­ных винтов и шарнирных соединений покрывают защит­ной смазкой.

Хранение машин, предназначенных для внесения удобрений и ядохимикатов. Банки, емкости, бункера, баки, трубо- и тукопроводы машин очищают и промы­вают до полного удаления остатков удобрений и ядо­химикатов. После мойки поверхности машин обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги. Консер­вацию внутренних полостей рабочих емкостей и резер­вуаров следует проводить летучими ингибиторами (ме­тодом распыления или в виде водного раствора) или преобразователями ржавчины. После консервации внут­ренних поверхностей крышки, заслонки, люки емкостей и баков закрывают.

Наружные поверхности резервуаров, баков, кузовов, планки транспортеров, лопасти разбрасывающих бараба­нов покрывают защитным составом или асфальтобитумным покрытием. Ручные опыливатели и опрыскиватели

(Нищают, подвергают консервации и сдают на хранение на склад или в специально отведенное помещение.

Хранение землероино-мелиоративных машин. Рабо­чие органы машин (землеройного типа, ковшовые, фре­зерные, роторные и др.) окрашивают или покрывают защитной смазкой. Электродвигатели и двигатели внут­реннего сгорания машин подготавливают к хранению в соответствии с эксплуатационной и конструкторской документацией.

Составные части насосных станций, дождевальных машин, агрегатов и установок, разборные и гибкие трубопроводы, требующие хранения в закрытых поме­щениях, демонтируют, подготавливают к хранению и сдают на склад. Допускается длительное хранение ши­рокозахватных установок и агрегатов на открытой площадке без разборки трубопроводов и транспортных колес при условии их фиксации тормозами и расчаливания. Трубы от насосных станций следует хранить на отведенных под навесом площадках в штабелях. Все внутренние полости машин (насосы, трубопроводы, вса­сывающие и напорные шланги и др.) освобождают от остатков воды. Сливные отверстия закрывают ингибированной бумагой, а пробки сдают на склад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: