В период процесса сжатия в цилиндре двигателя повышается температура и давление рабочего тела, что обеспечивает надёжное воспламенение и эффективное сгорание топлива.
При выполнении курсового проекта условно принимается, что процесс сжатия в действительном цикле происходит по политропе с постоянным показателем n1. Расчет параметров процесса сжатия сводится к определению показателя политропы сжатия , давления и температуры в конце сжатия, а также теплоёмкости рабочего тела в конце сжатия .
2.3.1 Показатель политропы сжатия
Величина устанавливается по опытным данным в зависимости от частоты вращения, степени сжатия, материала поршня и цилиндра, теплообмена и других факторов.
Учитывая, что теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия незначителен, то величину можно оценить по среднему показателю адиабаты сжатия по следующим формулам:
- для карбюраторных двигателей
- для дизельных двигателей
Значение определяется в зависимости от температуры и степени сжатия ε по формуле
|
|
2.3.2 Давление и температура конца процесса сжатия
Давление в МПа и температура в градусах Кельвина (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем :
,
2.3.3 Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси
Рабочая смесь состоит из свежей смеси и остаточных газов.
Температура конца процесса сжатия tc в градусах Цельсия (ºС) .
Средняя мольная теплоёмкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоёмкости воздуха в кДж/(кмоль·град) и определяется по формуле
Средняя мольная теплоёмкость остаточных газов в конце сжатия в кДж/(кмоль·град) определяется по следующим формулам:
- для карбюраторных двигателей
- для дизельных двигателей
Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси в кДж/(кмоль·град) определяется по формуле
Рассчитанные параметры процесса сжатия необходимо сравнить со значениями этих параметров у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Значения параметров процесса сжатия
Тип двигателя | Параметры | ||
n1 | рс, МПа | Тс, К | |
Карбюраторный | 1,34…1,38 | 0,9…2,0 | 600…800 |
Дизельный без наддува | 1,34…1,38 | 3,5…5,5 | 700…1000 |
Дизельный с наддувом | 1,34…1,37 | 4,5…10,0 | 800…1100 |