Использование ресурсов Интернета для организации реальной коммуникации представляет наибольший интерес для преподавания ИЯ вне языковой среды поскольку дает дополнительные возможности общения на изучаемом языке. Реальная коммуникация может осуществляться как в синхронном, так и асинхронном режимах с использованием различных форматов. Наиболее распространенным является текстовый формат в асинхронном (электронная почта) и синхронном режимах, что не исключает использования аудио- и видеоформатов — также в синхронном (видеоконференции) и асинхронном режимах (голосовая почта, пересылка звуковых и видеофайлов). Следует заметить, что для организации реальной коммуникации, связанной с использованим аудио- и видеоформата, могут потребоваться специальные программные средства и возникнуть дополнительные требования к конфигурации компьютеров.
В учебном процессе реальная коммуникация, как правило, организуется в рамках проектов. Спецификой проектов с использованием Интернета является то, что в них принимают участие ученики различных образовательных учреждений. Партнерами могут стать как носители изучаемого языка, так и те учащиеся, для которых изучаемый язык является иностранным. Проекты могут быть долгосрочными, рассчитанными на 1–2 года, и краткосрочными – продолжительностью от 3 до 5 недель. Как правило, в телекоммуникационном проекте участвуют не менее двух партнеров (индивидуальных или групп / классов). Как и при работе над обычными проектами, необходимый языковой материал вводится заранее и отрабатывается в процессе реализации проекта. Независимо от продолжительности, степени сложности, количества участников и других факторов, проекты с использованием Интернета должны развивать навыки межкультурной коммуникации и общения на изучаемом языке.
|
|
Работа над Интернет-проектом включает следующие этапы:
1. Знакомство с партнером / партнерами.
2. Планирование проекта, первоначальный обмен информацией.
3. Обмен обработанными материалами.
4. Обсуждение дальнейшего хода проекта, обработка новой информации.
5. Совместная подготовка результатов проекта.
Знакомство, планирование проекта: темы, цели, порядка работы, временных рамок и результатов, а также последующий обмен информацией с партнерами происходит с помощью электронной почты, обмена текстовыми сообщениями в реальном времени, форумов и видеоконференций83. Результатом Интернет-проекта может стать обмен письмами и эссе на тему проекта, создание веб-странички для совместного творчества, публикация результатов в электронных изданиях.
Информация о проведении проектов, так же как и о поиске партнеров по переписке, размещается на различных образовательных веб-сайтах, в том числе посвященных изучению языков с использованием компьютерных технологий. Например, проекты для изучающих немецкий язык можно найти на сайте Гете-института, для изучающих английский язык на сайте iEARN, проекты на нескольких языках для школьников – на сайтах школьных сетей.