Лекция № 4
1. Мировые тенденции в образовательном сегменте Интернет.
2. Возможности Интернета для изучения ИЯ.
2.1. Интернет как источник информации.
2.2. Организация реальной коммуникации. Проектная деятельность в сети Интернет.
3. Дистанционное обучение.
Литература:
1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Учебное пособие. М.: Наука, 2005. – С. 159 – 176.
2. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старшей школе // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 7. С. 50 – 53.
3. Колода С.А. Интернет на уроках иностранного языка / Тези доповідей Всеукраїнської науково-практичної конференції. Горлівка, 2006. – С. 49 – 54.
4. Колода С.О. Проблеми застосування всесвітньої мережі Інтернет у навчанні іноземних мов та шляхи їх вирішення / Гуманістична методологія; Комп’ютерні технології у навчанні іноземних мов. Горлівка, 2006. – С. 27 – 31.
5. Кушнаренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и др. Что такое Интернет? // Информатика и образование. – 1998. - № 6, 7.
6. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Интернет-обучение: тенденции и проблемы // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - № 2. – С. 18 – 22.
7. Серых Л. Интернет говорит по-английски // Информатика и образование. – 1998. - № 4. – С. 115 – 117.
8. Makarewitsch I.G. Internet in der Grundschule // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 2 – 3.
В XXI веке главнейшим фактором развития общественного воспроизводства становится не наращивание материальных благ, а накопление знаний, опыта, умения, уровня физического развития, на поддержание чего в мире ежегодно тратиться более 15-20 трлн. долл. Практически все экономически развитые страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, в качестве одного из стратегических направлений включают развитие национальных систем образования. Примечательным фактором в современных системах образования становиться устойчивая тенденция к использованию технических средств, обеспечивающих высокий уровень обучения. Среди них, компьютерная и информационная технологии, спутниковые системы связи, учебное (кабельное) телевидение, глобальные и региональные сети (Интернет и т.д.). Современные сетевые технологии становятся неотъемлемой частью образования.
Мониторинг и обобщение полученных данных по процессам, происходящим в сети Интернет, осуществляют множество различных организаций – от сервис-провайдеров до научных институтов. Наиболее актуальные полезные данные, как правило, можно найти в исследовательских и консалтинговых компаниях, работающих в области компьютерной и интернет-идустрии. Однако данные различные исследователей расходятся, иногда весьма существенно. В частности, даже оценки общего числа пользователей Интернета, публикуемые в различных источниках, не совпадают. По-видимому, это связанно с различием методик оценки, разницей во времени проведения подсчетов и методом проведения исследования, а также сложностью количественной оценки такого масштабного и динамически развивающегося явления, как Интернет. Так, в конце 2002 г. мировое Интернет-сообщество, по данным аналитической службы eTForecasts (https://www.etforecasts.com), объединяло уже 665 млн. пользователей с приростом его рядов ежегодно на 20 %. По оценке другой аналитической службы eMarketer в конце 2002 г. Интернетом пользовалось 565 млн. человек и по сравнению с 2001 г. его аудитория увеличилась на 13,6%. (Исследования проводились в конце 2002 г. в Австралии, Бразилии, Германии, Франции, Великобритании, Гонконге, Италии, Голландии, Испании, Швеции и США.
Перспективы роста сообщества Интернет весьма оптимистичны. По прогнозам аналитического центра IDC (https://www.ids.com), к 2007 году количество пользователей достигнет 1 млрд. человек. Суммируя различные прогнозы, можно говорить, что в ближайшее время Интернет превысит население любой страны мира и практически не останется стран, в которых Интернет не был бы доступен. Интересные исследования языковой аудитории Интернета провели специалисты Global Reach (https://www.gvu.gatech.edu). Полученные ими результаты позволяют оценить языковой состав пользователей Интернета. Представленные на рисунке данные относятся к 2003 г. Однако нет оснований говорить о существенных изменениях (за исключением значительного увеличения пользователей русскоязычной части – Рунета).
Рис. 1. Языковой состав пользователей Интернет
Интернет предоставляет для изучения языка чрезвычайно многообразные возможности. Можно выделить три основные сферы их применения:
- поучение информации и доступ к аутентичным материалам;
- организация реальной коммуникации;
- дистанционное обучение.