Формы и проблемы культурной интеграции

Понятие корпорации или юриди- Представление о том, что корло-ческого лица как первичной реаль- рация как юридическое лицо есть носга полезная функция

Этика абсолютных принципов Этика счастья (гедонизм, утилита-

ризм, эвдемонизм)

Небольшое число открытий в есте- Множество открытий и изобрете-ственных науках и небольшое чис- ний ло изобретений

Статичный характер общественной Динамичный характер обществен-жизни, медленный темп ее измене- ной жизни, быстрые темпы ее из-ний менений

Идеациональный стиль в живописи Визуальный стиль в живописи Священное Писание как высший Светский реализм и натурализм в образец литературы литературе с элементами сенсуализ-

ма и даже секса Чистая или смешанная теократия Чистая или смешанная светская

власть

«Искупление» как главный принцип «Урегулирование», перевоспитание, в наказания и уголовного права сочетании систреблением «неиспра-

вимых» и «социально опасных» лиц28.

Мы обнаружим именно эти переменные, потому что каждая из них логически связана с доминирующим представлением о природе высшей реальности. Все особенности первой культуры логически следуют из предпосылки, что реальность сверхчув­ственна; все особенности второй — из убеждения в том, что ре­альность сенсорна.

Таким образом, зная одну переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими пе­ременными, предсказать характер каждой из этих переменных, если, конечно, данная культура логически интегрирована; и тем самым свести чрезвычайное многообразие ее черт, качеств, коли­чественных характеристик в единую и всеобъемлющую систему.

Теперь, когда созданы два варианта выводов и сформулиро­ван ряд предполагаемых образцов, остается сделать второй шаг,

а именно: с помощью соответствующих формул определить, является или нет данная культура логически интегрированной. Если мы обнаруживаем, что она содержит определенный набор характерных черт и переменных, то уже одно это дает нам массу ценной информации. Перечислим ее компоненты: 1) проник­новенное и несомненное понимание многих важных аспектов этой культуры; 2) понимание природы и функций большинства ее наиболее значимых элементов; 3} знание спектра ее домини­рующей ментальности; 4) всесторонний охват сложной сети взаимосвязей между многими ее свойствами, которые иначе могли бы от нас ускользнуть; 5) ответ на вопрос, является или нет — ив какой степени и в каких своих чертах — данная куль­тура действительно логически интегрированной.

Таковы, вкратце, характер и возможности логико-смысло­вого метода изучения культуры.

J. Если плодотворность этого метода зависит от использования объединяющего принципа, который пронизывает большую или меньшую часть компонентов данного культурного синтеза, то воз­никают такие вопросы: Как можно открыть этот принцип? Где гарантии, что это на самом деле адекватный принцип, а не просто фантазия «спекулятивного» разума, искусственно навязываемая ре­альности? Если разные исследователи предлагают совершенно раз­ные принципы, то как определить, какой из них достоверен, а ка­кой нет или же какой из них более достоверен, чем другие?

Ответ на первый вопрос почти очевиден. Как и при любом научном исследовании, этот принцип может быть найден путем наблюдения, статистического анализа, размышлений, логичес­ких выкладок, даже в сновидениях и попросту случайно или инту­итивно. Все эти способы — в отдельности и в разных сочетани­ях — оказывались действенными на первых стадиях большинства научных открытий.

Важнее другой вопрос: как можно убедиться, что данный принцип логической интеграции достоверен? Критерии досто­верности фактически те же самые, что и для любого научного закона. Прежде всего, принцип должен быть по природе логи-ским; во-вторых, он должен успешно выдерживать проверку 'елевантными фактами», то есть соответствовать им и пред-

авлять их.

Сравнительная ценность принципов определяется здесь с по->щью тех же критериев, что и в естественных науках. Из не-ольких соперничающих теорий лучшая та, которая описывает уг изучаемых явлений наиболее точно и обнимает наибольшее

Часть I. Введение

число явлений. Вот почему система Коперника лучше, чем систе­ма Птолемея, а законы Ньютона предпочтительнее законов Кеп­лера. Точно так же обстоит дело и в сфере социокультурных яв­лений: из нескольких принципов интеграции одни окажутся более точными и широко применяемыми, чем другие. Одни, например, могут подходить только к ограниченному кругу яв­лений, в то время как другие — к разным сферам. Но один из принципов окажется ведущим, самым удовлетворительным об­разом объясняющим смысл большей части элементов. Вот та­кую теорию мы и должны предпочесть.

Эти замечания в достаточной мере проясняют природу ло­гико-смысловой формы интеграции, а также ситуаций, в кото­рых она уместна, и методы ее использования.

Едва ли нужно добавлять, что этот метод не нов: его успешно использовали великие социальные мыслители как далекого, так и сравнительно недавнего прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: