Можно вообразить множество систем логически интегрированной культуры с разными большими посылками, но внутренне последовательных. Вероятно, не все они окажутся реализованными в актуально существующих культурных комплексах; и еще меньшее их число (из тех, что мы можем различить среди ограниченного набора рационально постижимых единств) будет служить эффективным средством упорядочения хаоса культурных миров.
Начнем с выделения двух глубоко различных типов интегрированной культуры, каждый из которых обладает собственной ментальностью, собственной системой истины и знания, имеет собственную философию и Weltanschauung"; особый тип религии и образцы «святости»; свое собственное представление о правильном и неправильном; особые формы искусства и литературы; нравы, законы, правила поведения; собственную экономическую и политическую организацию; наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения. Все эти ценности, одинаково присутствующие и в той и в другой культуре, резко отличаются по своей природе, но в рамках каждой из культур они тесно прилажены друг к другу, будучи связаны логически, а зачастую и функционально.
Из этих двух систем культуры одну можно назвать идеацио-налъной, а другую — чувственной5. И поскольку эти наимено-